СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственная безопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки принятой в государстве (в стране) нормы неизбежно ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. Данное понятие является одним из основных в системе понятий теории социологических наук и является одной из основных составляющих категории – национальная безопасность страны (государства).
В данной работе будет исследована тема – «Духовная и нравственная безопасность России» на современном этапе развития общества. Актуальность исследования выбранной темы объясняется тем, что в современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. А национальные интересы России в области духовной и нравственной жизни заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.
Цель данной работы – исследовать духовную и нравственную безопасность России на современном этапе развития общества. В соответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать понятие и сущность духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества;
▬ изучить методы и способы обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях;
▬ сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы являются духовная и нравственная безопасность России на современном этапе развития общества. Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по обеспечению духовной и нравственной безопасности государства в современных условиях.
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод анализа и синтеза, системный метод, функциональный метод, и метод обобщения полученных знаний.
Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества. Это такие авторы как Кравченко А.И., Фролов С.С., Лавриненко В.Н., Григорьев С.И., Эфендиев Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г., Голубева Г.А., Дмитриев А.В., Прокопов М.П., Пенская Т.М., Токарская Н.М., Синицына Л.Н., Бахматова Т.Г., Карпикова И.С., Нефедьева Е.И. и др.
Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300).
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.
Основная часть представленной работы состоит из двух разделов:
- первый раздел посвящен теоретическому исследованию понятия и сущности духовной и нравственной безопасности России;
- второй раздел данной работы посвящен изучению методов обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях.
Работа изложена на 19 страницах, для написания работы использовано 13 научных источников, в том числе два – законодательных.
1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Духовно-нравственная безопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов - это погибель государства, как политического целого», - свидетельствовал в свое время Наполеон.[1]
Духовно-нравственная безопасность – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, - это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития.[2]
Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».[3]
Духовно-нравственную безопасность через призму социологических и политологических интересов можно кратко определить как:
1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;
2) состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;
3) систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.
Самым общим объектом духовно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми, возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественного бытия.
Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственной безопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственная жизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реально функционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.[4]
При этом под духовно-нравственным обликом личности понимаются характеризующие её смысложизненные установки, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственные качества.
Массовое сознание - это реально функционирующее практическое сознание, в котором причудливо сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные, религиозные, эстетические, правовые и иные установки, стереотипы, разделяемые массами людей. Оно свойственно естественным человеческим сообществам, возникающим на основе общности актуальных жизненных проблем и интересов, а также в связи с определенной оценкой социально-политических процессов для демонстрации общей позиции, или же осуществления какой-либо другой совместной деятельности.
Иначе говоря, в массовое сознание входят только те духовно-нравственные образования (идеи, взгляды, представления, оценки и т.п.), которые приобрели особое качество: массовость распространения и использования, оперирования или потребления в процессах трансмиссии, манипулирования и т.п. Так, под состоянием массового сознания имеется в виду:[5]
1. Совокупность актуальных духовно-нравственных оценок, отношений и установок, характеризующих духовно-нравственную атмосферу общества (уровень его сплоченности, религиозности, оптимизма; отношение к злободневным социально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важные интересы людей).
2. Распространенность в обществе определенных реально функционирующих морально-этических представлений, принципов и норм (гражданственности, патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т.п.).
3. Состояние национального сознания (уровень и характер этнонационального единства, этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм и т.п.).
Итак, духовно-нравственная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов. Так, национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.