Содержание
-Введение…………………………………………………...
-Первая глава. История «советской» игрушки……….….
-Вторая глава. Социологический аспект рассмотрения игрушек…………..……………………………………………..
-Третья глава. Значение современных игрушек для общества…………..………………………………………………..
-Практическая часть………………………………………..
-Заключение…………………………………………………
-Библиографический список……………………………….
-Приложения………………………………………………...
Введение
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.
Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.[1]
Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.
Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании мира «Советских игрушек», их изменения и значения, как для людей того времени, так и для людей современного периода. Помимо этого, хотелось бы сравнить Советский период и наши дни и выяснить, к чему же привели все эти изменения.
Гипотеза исследования состоит в том, что по прохождении определённого периода времени, игрушки в СССР видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан. Во все времена игрушка показывала статус человека. Советское время не является исключением. Чем он (человек) был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей. Не остался без внимания и гендерный аспект влияния современных игрушек на поведение детей.
Методом исследования было выбрано интервью, так как оно позволяет узнать наиболее полную информацию по теме непосредственно у конкретного человека.
Глава І
История «советской» игрушки
История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки.
В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей – одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани».[2] Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.
Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров – барабанщиков. А для мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталок.
Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что в последующие годы, а именно в 50 – е, «лошадки были самой популярной игрушкой».[3]
Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить, что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад.
После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно - исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения.[4]
Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.
В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.
Подробнее хотелось бы остановиться на 50 – х годах ХХ в., а именно, рассмотреть некоторые из моделей игрушек этого периода.
В 50 – е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.
Что касается вышеупомянутой популярности игрушек – лошадок, то их существовало несколько разновидностей, и они имели разные названия. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, её окрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти. Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная из разноцветной тесьмы».[5] Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которой заключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу. «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов. Но мечтой каждого мальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самое интересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадки вставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем у предыдущих.
Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как «Мишка», которого
шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.
«Познавательно – техническую нагрузку несла игрушка «Ветряная мельница». Её делали из отходов фанеры… Она крепилась к небольшой площадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращения прикреплённой оси и короткого шнура…».[6]
Таковым является ассортимент игрушек поколения 50 – х годов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, на фабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д.
Что касается 60 – х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии. Наступает время, которое называется перестройкой. В это время в магазины хлынули «игрушки – иноземки» - новые, яркие, необычные. Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящими волосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.
Глава ІІ
Социологический аспект рассмотрения игрушек
Во второй главе хотелось бы поговорить о социологическом значении игрушек в обществе. Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую.
«Л.Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и ещё много иных сторон».[7]
Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур".[8]
К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.