Смекни!
smekni.com

Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества (стр. 3 из 5)

Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25% юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70% девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40% подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).

Диаграмма 2. Социальные институты, в которых проблемы нравственного воспитания, по мнению респондентов, обсуждаются наиболее эффективно


Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что респонденты считают нравственные проблемы актуальными для нашего общества; в основном, возлагают ответственность за нравственное воспитание на социальный институт семьи, но отмечают, что в настоящее время больше внимания нравственному воспитанию уделяют школа и религиозные организации.

2.2 Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения

Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас

на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известность, слава», «Дружба», «Работа», «Создание семьи» не были выбраны ни одним респондентом. В ходе сопоставления и сравнения результатов опроса в 10 и 11 классах, можно сделать вывод о значительном расхождении в том, что, по мнению респондентов, составляет смысл их жизни. Только учащиеся 11-х классов (6,25%) указали в качестве смысла жизни духовное совершенствование. Учителя выбирали этот вариант в 10% случаев. Достаточно часто выбирался вариант «Любовь» – от 20% у девушек 10 класса до 6,25 у девушек 11 класса. Интересно отметить, что такой ответ выбрало одинаковое количество юношей 10 и 11 классов – по 12,5%.

При сравнении наших данных с данными опроса аналитического центра «ЕсооМ», проведённого в 2004 г., мы установили, что наиболее выбираемым является вариант «Самореализация» (39,4% старшеклассников нашей школы, 41,8% в целом по Беларуси). Второе место в опросе «ЕсооМ» занимает «Материальное благополучие», в нашем – «Приобретение профессии» (30% от числа опрошенных старшеклассников). [8, с. 4]. Полные данные приведены в результатах социологического опроса, наиболее часто встречаемые варианты ответов представлены в диаграмме.

Диаграмма 3. Ценностные ориентации

Предварительные результаты показывают, что в число основополагающих ценностей молодых людей не входят служение идее и духовное совершенствование. Они больше ориентированы на успешность в профессии и в личной жизни. Наиболее выбираемые варианты ответов на вопрос: «Какой из этих целей вы хотели бы достигнуть в первую очередь?» ещё раз подтверждают это. 55% девушек 10 класса, 50% их одноклассников, 56, 25% девушек 11 класса хотели бы получить хорошее образование; 31,25% учащихся 11 класса ставят целью создание семьи. Труд на благо ближних выбирают 10% десятиклассниц, к выполнению предписаний религии и религиозному спасения стремятся по 6,25% респондентов – девушек 11 класса. Эти данные подтверждают гипотезу об ограниченном воздействии религии и религиозных организаций на современную молодёжь.

2.3 Отношение старшеклассников к религии как социальному явлению

«Исходный момент веры – вопрос о вере в Бога. Здесь возможны такие разнообразные ответы как «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в Бога» [5, с. 45]. Поэтому мы предоставили респондентам 5 вариантов ответа на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?». Не считающие себя убеждёнными верующими или атеистами могли выбирать «Скорее да, чем нет» или «Скорее нет, чем да». Результаты показали оправданность такого подхода. Данные, приведённые в таблице, подтверждают, что именно эти два варианта ответа выбирались наиболее часто.

Таким образом, убеждёнными верующими считают себя 33% старшеклассников, участвовавших в опросе. При этом соотношение девушек и юношей, выбравших ответ «да», 41,25% к 25%. Резко отличаются ответы девушек и юношей 11 класса: среди последних ни один не выбрал данный ответ.

Ещё 43,75% респондентов групп 1–4 причисляют себя к скорее верующим, чем к неверующим. 12,5% юношей 10 класса и 18,75% юношей-одиннадцатиклассников считают себя неверующими. Заметим, что ни одна из девушек не выбрала такой ответ. Показательно то, что 20% учителей воздержались от ответа.

Нам показалось интересным сравнить полученные нами данные с данными, приведёнными в учебном пособии Е.М. Бабосова [1, с. 387] об отношении к религии школьников г. Минска. Для этого были составлены диаграммы, отражающие процентное соотношение респондентов, признающих себя верующими; скорее неверующими, чем верующими; неверующими или скорее неверующими, чем верующими и не давшими ответа.

В основе религии как общественного явления находится вера отдельного индивида. При этом она не является синонимом религиозности и не тождественна ей. Вера – это лишь свойство личности принимать какую-либо информацию без доказательства её достоверности. Религия же предполагает не только веру в существование сверхъестественного, но и систему действий и ритуалов. Как показывают данные нашего опроса, подавляющее большинство респондентов различают понятия «религия» и «вера»: от 95% девушек 10 класса до 56,25% учителей, принимавших участие в социологическом опросе.

Диаграмма 4. Отношение к религии школьников г. Минска Отношение к религии учеников СШ №1 г. Логойска

В своём исследовании мы также хотели установить, как старшеклассники относятся к тому, что в современном обществе существует большое количество религий. Как известно, в Беларуси, как и в других странах СНГ, наряду с традиционными религиозными объединениями православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев распространяются и нетрадиционные религиозные культы, такие, как общины кришнаитов, дзен-буддистов, мормонов и др. Большинство их приверженцев – молодёжь. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство выступает за свободное право выбирать религию. В то же время 25% девушек 10 класса и 31,25% юношей 11 класса разделяют мнение, что следует придерживаться традиционных, проверенных временем религиозных течений. При ответе на этот вопрос снова о своей нерелигиозности заявляют 18,75% юношей 11 класса. Появляется и явное противоречие: 12,5% девушек 11 класса, выбрали такой же вариант, хотя ранее они причисляли себя к «скорее верующим, чем неверующим».

Диаграмма 5. Как вы считаете, вера и религия – это одно и то же?

Ещё один вопрос, включённый нами в данный блок исследования, был сформулирован так: «Почему человек приходит к религиозному существованию?». Предложенные 6 вариантов ответа включали различные мнения. Варианты «У него недалёкий ум» и «Он хочет показать, что он не такой, как все, не был выбран ни одним из респондентов. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в среде старшеклассников не распространено негативное отношение к верующим и циничное – к религии в целом. Большинство опрошенных придерживаются следующих мнений:


Диаграмма 6

2.4 Конфессиональная самоидентификация респондентов. Отношение к культовой практике

По результатам опроса 2004 г., приводимыми Л.Г. Титаренко, 70,6% опрошенных признали себя православными, 7,9% – католиками, 0,4% – протестантами, 0,2% – мусульманами. [7, с. 38]. Полученные нами данные о конфессиональной самоидентификации респондентов свидетельствуют, что к православным причисляют себя 77,9% старшеклассников, к католикам – 13, 1%, протестантам – 4,3%, что в целом выше, чем по республике. Не относят себя ни к одной из конфессий 4,7%. Ещё один вывод можно сделать, сравнив ответы девушек и юношей. Результаты показывают, что девушки чаще, чем юноши, соотносят себя с определённой конфессией.

Конфессиональная самоидентификация респондентов