Конечно, такое знание практично. Но оно не дает ответа на другие вопросы, касающиеся сущности явлений. В частности, откуда берутся болота? Почему одни болота мокрые, но не топкие, а другие таят в себе трясину? Как образуется трясина и т.п.? Ответы на такие вопросы может дать теоретическое знание, постигающее сущность явлений». Сила и будущее социологии в ее триединстве – теории, методологии и эмпирии. Недаром образ троицы является для нас спасающим. Отсюда и три богатыря и … три поросенка. Может, не очень удачная параллель, но если поселить эмпирию в один домик, критику - в другой, а теорию – в третий, каменный, то все втроем в результате спасутся от волка–кризиса в каменном домике теории, самом прочном и долговечном, и только вместе.
Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.
«Нынешняя ситуация в социологии еще сложнее, нежели 111 лет назад. Сегодня и само существование общества ставится под сомнение. Эту ситуацию эмоционально, но очень аргументировано и убедительно анализирует А. Б. Гофман в своей недавней статье (Гофман А.Б. Существует ли общество? // Социс. 2005. № 5). Определение предмета социологии сегодня снова оказывается чрезвычайно актуальной (даже злободневной) задачей.
Структура факторов распада общества на примере молодой семьи
По справедливому утверждению отца социологии Э. Конта, семья – единица общества, именно в семье формируется его будущее. Без сомнения, благополучие семьи – залог стабильности в обществе и его процветания. Но существует и обратная зависимость: серьезные трудности, переживаемые в семье, возникающие по разным причинам, косвенно, но оказывают влияние на состояние всего общества в целом. А такую трагедию как распад семьи можно назвать микрокатастрофой общества.
Любое явление имеет причину. В нашей работе мы попытаемся охарактеризовать ряд некоторых обстоятельств, в центре которых оказалась молодая семья, и которые повлекли за собой ее распад.
Среди множества факторов распада молодой семьи на наш взгляд следует выделить наиболее важные. Таким образом, нам удастся найти решение этой острой социальной проблемы и предотвратить массовый процесс разводимости, что, бесспорно, скажется на благосостоянии всего общества.
Распад молодой семьи, формирующейся (зарождающейся) ячейки общества, - проблема, одинаково волнующая мыслителей в разные времена. В нашем исследовании мы опираемся на идеи:
1. Э. Гидденса, для которого наиболее важным фактором распада молодой семьи является финансовый фактор. Однако вместе с этим, он предлагает рассматривать развод с позитивной стороны, потому что, по его мнению, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение.
2. Мысль Гидденса о том, что разводы теперь уже не несут на себе позорного клейма, и это в какой-то степени стимулирует молодоженов расстаться, продолжил демограф В.М. Медков в работе «Введение в демографию»1. Брачно-семейное законодательство - один из главных факторов, определяющих уровень распада семьи, по мнению Медкова. Так же на распад семьи, по мысли демографа, большое влияние оказывает возраст супругов и отсутствие детей. В своей работе Медков выступает против незарегистрированных или «гражданских» браков.
3. Теория Ю.Васюковой, в которой главным фактором распада молодых семей выступает воспитание супругов в неблагополучных семьях.
4. Теория Дж. Готтмена, в которой факторами распада молодых семей являются насилие, алкоголизм и воспитание детей в неблагополучных семьях.
Анализируя представленные работы, мы выделили наиболее важные факторы распада молодой семьи:
Под экономическим фактором распада молодой семьи мы подразумеваем условия организации и состояния хозяйственной жизни, а так же совокупность средств, объектов, процессов, используемых для обеспечения жизни: уровень имеющегося и предполагаемого дохода (заработная плата, ценные бумаги, акции, поступления от родителей одного или обоих супругов) и размер имеющейся и предполагаемой собственности (недвижимое и движимое имущества: жилье, машины, драгоценные металлы и т.д.).
Социокультурные условия формирования научных школ
В работе «Социокультурная динамика и эволюционизм», обобщая результаты целого ряда социологических исследований, П. А. Сорокин приходит к выводу о том, что основные факторы любых социальных изменений «находятся в самих социокультурных явлениях и тех социокультурных условиях, в которых они происходят и функционируют». С этих позиций я рассматриваю такой социокультурный феномен как научная школа, возникновение которого является в том числе индикатором социальных изменений, происходящих в обществе его породившем.
Познанию сущности этих изменений с необходимостью предшествует анализ тех социокультурных условий, которые позволили в конкретном обществе, в конкретный исторический момент возникнуть конкретной научной школе, и тех социокультурных условий, которые препятствовали ее возникновению в предшествующий временной отрезок. Первостепенной задачей здесь является определение самого понятия «социокультурные условия формирования научных школ», решение которой и ставит своей целью данная работа.
П. А. Сорокин под «социокультурным» понимал все то, что «люди получают от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей» (курсив Т. К.). В качестве «надорганических ценностей» в данном случае понимаются все производные сознания человека (язык, наука и философия, религия, искусство, право, этика, нравы, манеры, технические изобретения и т.п.). Базовым положением теории П. А. Сорокина является то, что надорганика, то есть собственно социальное, «находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия». Таким образом, П. А. Сорокин выделяет «социокультурность» как базовую категорию мира надорганики (социального мира), подразумевающую неразрывность триады личности, ее взаимодействий с себе подобными и культуры. Словами Ф. Тенбрука, социокультурное представляет из себя культуру и общество, находящиеся в отношениях «бесшовного соединения».
Сегодня термин «социокультурное» прочно вошел в обиход социологов и ученых смежных дисциплин, в особенности благодаря работам А. С. Ахиезера, Н. И. Лапина, Л. Г. Ионина, Н. И. Черныш, Л. Г. Сокурянской. В качестве базового определения использую понимание категории «социокультурное» как «такого взаимодействия между индивидами (или группами индивидов) во всех сферах их жизнедеятельности, которое предполагает соизмеримость, единство тех или иных культурных феноменов (прежде всего норм и ценностей), интернализированных этими индивидами (или группами индивидов), и определенных общественных, социальных конструктов (структур), в которых эти культурные феномены (смысловые конструкции) проявляются».
Понятие «социокультурные условия» в отношении формирования каких-либо социальных феноменов употребляется достаточно часто, однако отсутствует четкая дефиниция того, что понимать под такими условиями. А. С. Ахиезер использует в своих работах близкое к «социокультурным условиям» понятие «социокультурная среда» – внешняя по отношению к индивиду реальность. «Социокультурная среда характеризуется прежде всего уровнем творческого потенциала окружающих субъекта людей, уровнем их рефлексии, например, уровнем, масштабом частной инициативы, сложившимся шагом новизны, мощностью, потоком и характером инноваций, содержанием господствующих ценностей, нравственного идеала и т.д. Социокультурная среда – предмет озабоченности и одновременно исходный пункт деятельности людей».
Итак, я определяю «социокультурные условия формирования научных школ» как совокупность обстоятельств, находящихся на пересечении социальной структуры общества и его культурной ткани, проявляющихся через ментальные образы и поведение социальных акторов, конструирующих новые научные сообщества.
Обращаясь к исследованию социокультурных условий формирования научной школы, мы должны выяснить основные исторические, социальные, культурные, политические, экономические и духовные основания, которые подготовили почву для возникновения такого научного образования. Исходя из вышеизложенной логики, уже при первом обращении к истории формирования какой-либо научной школы, наше внимание обращается к таким факторам как:
– политико-идеологические установки в обществе;
– готовность институциональной структуры науки к новому структурному подразделению;
– наличие необходимой информационно-технической базы;
– заинтересованность и готовность научного сообщества включиться в инновационную деятельность.
Заключение
Таким образом, методом более точного изучения социокультурных факторов, о чем говорит и П.А. Сорокин, является их разложение на множество более простых и определенных «независимых переменных» и анализ их причинных связей с рядом более частных «зависимых социокультурных переменных».
Под независимыми переменными будем понимать конкретно-исторические особенности развития того или иного общества; неспрогнозированные изменения, которые происходят в самых различных социальных сферах, включая научную. То есть, говоря о социокультурных условиях формирования научной школы, мы должны вычленить независимые социокультурные условия, которые определяют возможность (или невозможность) ее зарождения.