Шаг 4. Получить от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому порядку.
Шаг 5. Проанализировать все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверить достоверность источников)
Шаг 6. Принять окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установить приоритетные источники для последующей проверки гипотез.
Шаг 7. Начать проверку предварительно сформированных гипотез, поиск опровергающих параметров. Продолжать модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.
Шаг 8. Составить черновой набросок всей "истории жизни" и ознакомить с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.
Шаг 9. Переработать исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представить в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановиться на теоретической значимости своих выводов и перспективах дальнейшего исследования.
Генеалогическое исследование семьи в социальной работе - главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, межсемейной преемственности. При этом феменологический подход сосредотачивается на семейных преданиях, былях, на трактовках генеалогической истории разными членами семьи в целях понимания настоящего.
Анализ историй нескольких родственных нуклеарных семей посредством генеалогических данных позволяет выйти на фиксацию цикличности, повторяемости каких-либо событий (по датам, характеру и содержанию) то есть обнаружить все ускользающие из внимания в том случае, когда генеалогический ряд семей слишком короток, когда в большинстве своем только зародившиеся линии происхождения семей отрабатывается уже во втором поколении. Грамотно построенные генеалогии семей (то есть не только по прямой линии патрименеальности, но и с учетом родословной обоих супругов, фиксацией также сопутствующих браком - разводам, рождением - смертям социальных обстоятельств, в принципе позволяют осуществлять поиск параллелизма в судьбах разных семей и их отдельных членов).
Для иллюстрации приведем такой пример.
У некоторых больных раком не удается обнаружить никаких стрессовых событий, предшествующих началу заболевания. Как же объяснить подобное явление? Оказывается, в некоторых семьях прослеживается повторяемость определенных событий, трудных ситуаций, несчастий - своего рода "синдром годовщины". Часто люди заболевают раком в том возрасте и на том же этапе своей жизни, что и близкий человек, погибший от этой болезни.
Пациентка Р. Заболела раком в 36 лет, как и ее мать, которая умерла много лет назад. У пациента М, дед умер в 76 лет 12 мая 1976 г, его мать, старая дочь деда, умерла от рака 12 мая 1981. Три года спустя дядя М погиб в автомобильной катастрофе. Случилось это так же 12 мая, а ровно через год его бабушка умерла в годовщину смерти мужа 12 мая. [8]
Таковы типичные примеры "синдрома годовщины" когда травмирующее события и несчастья, включая рак, авто - и автокатастрофы, происходят с человеком того же числа или в том же возрасте, что и с его бабушками. Кроме того, наблюдается связь поколений: пациент заболевает тяжелой формой рака в том же возрасте, когда умирает его дед, а его ребенку столько лет, сколько было отцу, когда дед умер. Иными словами, проявляется определенная семейная структура или сценарий.
В семейной теории используют геносоциограмму. Геносоциограмма представляет собой классическое семейное древо, дополненное важными жизненными событиями. Это картина жизни 3-5 поколений с рождениями детей (включая выкидыши, аборты и мертворождения), браками и причинами, серьезными болезнями, травмами, несчастными случаями. Она включает сведения об образовании, профессиях, местах проживания и переездах, всех важных жизненных событиях, романах, дружбах, расставаниях, потерях. Указываются также члены семьи и родственные линии. Геносоциограмма учитывает наследственность семьи в нескольких поколениях и помогает каждому человеку осознать свой "жизненный сценарий", выбор в профессиональной и личной жизни. Она выявляет некоторые бессознательные тенденции в жизни семьи, включая дальних родственников, раскрывает различные роли, семейные мифы и секреты, повторения в выборе супругов профессий, стиля жизни, мировоззрения, а также закономерности в заболеваниях, травмах, смертях.
В социальной работе геносоциограмму используют в индивидуальной и групповой психотерапии, в семейной терапии. Работа строиться так: клиент составляет геносоциограмму по памяти, а дальнейшем, если необходимо, перепроверяет некоторые факты. то, что неизвестно, скрывается от большинства членов семьи или забыто, может оказаться не менее важным, чем доступная информация. [9]
Начиная работать с клиентом, социальный работник делает пометки об истории его жизни в виде геносоциограммы. Очень часто клиенту из полученной картины становится ясно, в результате какого именно события или "синдрома годовщины" развивается его болезнь или происходя в его жизни те или иные события. Человек бывает потрясен, впервые увидев и осознав сценарий своей семьи. В дальнейшей работе с собственной геносоциограммой он открывает для себя "невидимые узы семейного долга", повторения болезней и структуру семейных изменений в разных поколениях. Это помогает клиенту понять, что же происходит с ним самим и семьей, которую он создал. У него появляется шанс прервать цепь болезней, освободиться от неблагоприятного сценария жизни. [10]
Часто в семье рождается ребенок, когда умирает один из близких родственников. Это тоже своеобразный "синдром годовщины". После смерти старшего брата или сестры может родиться так называемый "замещающий ребенок". Его дальнейшая жизнь будет нелегкой, если мать не успела вовремя оплакать свое умершее дитя.
Истории известны много случаев, связанные с "замещающим ребенком". Приведем такой пример.
Винсент Ван Гог родился через год после смерти старшего брата, тоже Винсента, то есть его родители назвали так в честь умершего. В семье Ван Гогов запрещалось упоминать о смерти первого Винсента. О втором же Винсенте нам известно, что он прожил очень трудную жизнь, так и не смог создать свою семью, часто болел и много времени провел в психиатрических больницах. Когда у его брата Тео родился сын, он также дал новорожденному имя Винсент. Несколько месяцев спустя Тео послал брату письмо в сумасшедший дом в Арле, во Франции: "Я надеюсь, что этот Винсент вырастет счастливым и сможет прожить жизнь так, как сам захочет". Получив это письмо, Ван Гог покончил собой: для него было невозможно существование двух Винсентов Ван Гогов - живых и счастливых. Тео тоже вскоре скончался, узнав о самоубийстве брата. [11]
Совсем не обязательно становиться "замещающим ребенком" с трагической судьбой, даже если кто-то родился после смерти брата или сестры. Повторим, все зависит от того, отгоревала ли мать по умершему или же находится в глубокой печали и депрессии и видит в своем новом ребенке лишь отражение погибшего. Французский психоаналитик А. Грин употребляет термин "мертвая мать": такая женщина мертва для мира, страдает глубокой депрессией или психозом и ничего не может дать новорожденному. В будущем у ребенка " мертвой матери" появляются серьезные проблемы, суицидальные тенденции и даже может развиться шизофрения.
Открытие с помощью геносоциограммы, что его мать была "мертвой" до, во время и после его рождения, помогает клиенту преодолеть чувство внутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование. Дальше с этой проблемой можно работать в психодрамме и помочь клиенту разорвать "цепи" приковывающие его к умершему брату или сестре. Геносоциограмма позволяет также избавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит.
Добавим к этому, что своеобразный синдром "замещающего ребенка" возникает в однодетной семье, где совершенно отсутствует потребность во втором ребенке и где, ожидалось рождение девочки, а родился мальчик (и наоборот). В таких случаях происходит перенос на родившегося мальчика родительских экспектаций, обращения с ним, как с девочкой и т.п. В подобном случае потенциальный (ожидавшийся) ребенок по полу становится идеальной моделью, под которую подгоняется существующий ребенок. Родители неосознанно как бы замещают имеющееся живое чадо отсутствующим реально мыслимым в воображении, символическим но, тем не менее, весьма "живучим" по своим осязаемым последствиям. [12] Это оказывает свое негативное воздействие в ходе социализации, поскольку к реальным сыновьям и дочерям предъявляются гипертребования, перечеркивающие ценность Я того ребенка, каким он является на самом деле, то есть синдром "замещающего ребенка" следует понимать шире, не только со смертью брата или сестры.
В заключении данного вопроса заметим, чтобы генеалогия семьи была научной, она должна быть достоверной - при каждом сообщаемом сведении указывается источник для возможной проверки. Для составления родословной своей семьи также следует придерживаться этого правила.
В заключении отметим: преимущества биографического метода заключается, прежде всего, в возможности получения детальной "дотеоретической" информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных "языках взаимодействия", знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа.