Смекни!
smekni.com

Конфликтология и практика медиации: перспективы развития (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Глава 1 Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа

1.1 Конфликт как социально-философская категория

1.2 Типы конфликтов, его структура и основные методы разрешения

Глава 2 Философия и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов

2.1 Медиация: социально-исторический аспект

2.2 Условия использования, границы и цели медиации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последнее время цивилизация сталкивается со всё большим количеством конфликтов различной направленности: социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных и других. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, поскольку, по мнению современного американского ученого Льюиса Козера, "в социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов…" [1, С.543]. Следует заметить, что и современная глобализация, и информатизация предполагают постоянную смену старых парадигм и систем мировоззрения, что также неизбежно провоцирует кризисные явления, ведет к увеличению количества конфликтов в обществе.

Однако, постоянно увеличивающееся число конфликтов, в орбиту которых попадает столкновение различных культур и мировоззрений, рост масштабов кровавых конфликтов (международного терроризма, религиозного экстремизма) актуализирует вопрос не только о природе конфликтов, но и о путях их разрешения. Особый смысл этот вопрос имеет для специалистов-управленцев.

В наши дни управленцы различных уровней находятся перед непростым выбором того инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из того или иного конфликта, выбора тех методов - насильственных или ненасильственных - которые, разрешая конфликт следует использовать.

Поскольку разрешение некоторого конфликта всегда является более или менее длительным процессом, постольку основной проблемой, стоящей перед многими гуманитарными науками, изучающими конфликт, является проблема поиска оптимальных стратегий выхода из конфликта, его регулирования. Эта стратегия всегда так или иначе увязана еще с одной проблемой - источников и причин конфликтов. В разное время проблема источников и причин конфликтов понималась по-разному.

Задаваясь вопросом о том, с чем связано такое большое количество конфликтов в наши дни, известный немецкий ученый Ральф Даррендорф видел их основную причину в борьбе за ограниченные политические ресурсы: власть, престиж, авторитет [2, c.87]. С этим следует согласиться, поскольку сегодня во всем мире заметна возросшая политизация общества, и в наши дни не редкость, что, например, те или иные религиозные и культурные организации преследуют политические цели, и потому всё большее количество людей оказываются вовлечёнными в противостояние различных властных структур. Согласно другому не менее авторитетному современному ученому Толкоту Парсонсу, конфликт - "социальная болезнь", т.е. не естественное, а ненормальное состояние общественного организма. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие учёные школы социальных отношений. Кто же из современных ученых прав?

Как мне представляется, в современных дискуссиях о причинах конфликтов более правы те ученые, которые ориентированы не на метафизическое, а на философское диалектическое мировоззрение, согласно которому противоречие, как писал еще Гегель, является корнем любого развития.

В наш синергетический век со старым, известным уже Гераклиту диалектическим тезисом о природе конфликтов нужно обязательно считаться, а использование недиалектических механизмов коммуникации и отношения к конфликту вряд ли позволит современному человечеству найти путь от хаоса к порядку.

Целью исследования является анализ природы социальных конфликтов и инструментария их разрешения.

Изучение темы в контексте новейших отечественных и зарубежных исследований позволяет конкретизировать данную цель через постановку и решение следующих задач:

проанализировать основные теоретические взгляды на сущность и природу возникновения конфликта, основные способы его разрешения;

раскрыть смысл конфликта как социально-философской категории;

изучить наиболее предпочтительные методы преодоления конфликта;

осветить природу такого нового метода разрешения конфликта как практика медиация.

В соответствии с этими задачами в первой части работы будет дано определение понятия "социальный конфликт", освещена его динамика, описаны основные виды конфликтов, а также способы их преодоления.

Во второй части работы будет рассмотрена сравнительно новая практика урегулирования различных видов конфликтов - медиация.

Несмотря на то, что с точки зрения диалектической философии практика медиации абсолютно новой не является, достаточно очевидно, что сегодня, привлекая к разрешению некоторой проблемы нейтрального посредника, стороны конфликта также осуществляют и анализ выбора наиболее подходящего варианта завершения конфликта. С этой точки зрения, практика медиации, которая некоторыми современными учеными рассматривается как абсолютно новая социальная технология, в соответствии с которой конфликт - точка роста новых отношений, такое состояние противоречия, которое может быть разрешено через формулировку позиции истинных интересов субъектов конфликта, требует специального социально-философского изучения.

Медиация, действительно, является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких как: защита интересов каждого участника; ориентировка на нахождение согласия; учёт динамики человеческих взаимоотношений и др. Но исчерпывается ли она этим? [3, c.46]

Для правильного понимания замысла работы, также следует иметь в виду, что упор в ней сделан на межгрупповые, а не на межличностные конфликты. Межличностные конфликты во многом есть следствие борьбы различных социальных ролей внутри одного человека, в то время как межгрупповые - конфликты интересов двух или более групп. Именно такие конфликты представляют интерес для социальной философии и социологии, политологии и юриспруденции.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Глава 1. Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа

1.1 Конфликт как социально-философская категория

Определение сущности понятия "конфликт" предполагает проведение различия между широким и узким смыслом этого слова.

В широком смысле, конфликтом принято называть столкновение взглядов, идей, мнений и убеждений, которые находятся между собой в состоянии противоречия. Рассматривая "конфликт" в широком смысле слова, всегда важно понять, какие взгляды и убеждения соответствуют действительности, а какие являются ложными.

Что касается конфликта в узком смысле слова, то им обозначаются такие противоречия, возникающие внутри личности, а также между индивидами, социальными группами, нациями и т.п., которые отражают столкновение их конкретных интересов.

Несмотря на то, что природой конфликтов стали интересоваться еще философы в Древнем мире, наибольший систематизированный вклад в ее осмысление внесли представители трех основных современных социально-философских концепций конфликта: концепции позитивно-функционального конфликта (Л. Козер); конфликтной модели общества (Р. Даррендорф); общая теории конфликта (Кеннет Боулдинг).

В соответствии с первой концепцией, в любом обществе имеется социальное расслоение, существует неравенство его членов, что, в свою очередь, ведёт к психологической неудовлетворённости его членов. Таким образом, основной причиной социального конфликта Л. Козер видит напряжённость между индивидами и группами, порождённую социальным неравенством. Во главу угла здесь ставится именно материальная неудовлетворённость и необеспеченность, что, безусловно, объясняет причину большого количества конфликтов, но, по-видимому, все же не является исчерпывающим.

Свои взгляды на сущность и причины конфликта Л. Козер изложил в известном труде "Функции социального конфликта", который можно отнести к социально-философским, или, по крайней мерер, междисциплинарным научным исследованиям.

В концепции Козера причина конфликта усматривается также в разнице в ожиданиях индивидов и социальных групп и наличествующей реальностью, которая не соответствует их представлениям о справедливости. Указанное противоречие побуждает многих индивидов включиться в борьбу за справедливость, которая может быть восстановлена через захват ими более высокого социального статуса, власти, авторитета. В этой концепции социальный конфликт будет устраняться насильственными методами, которые включают в себя как нейтрализацию, так и физическое уничтожение соперника.

Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Постоянный поиск данного равновесия и побуждает систему к непрерывному развитию, за счёт чего и достигается её внутренняя стабильность [4, c.166].

Иных взглядов на природу и сущность конфликта придерживается концепция конфликтной модели общества, разработанная Ральфом Даррендорфом (прежде всего в работе "Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе"). [5, c.4].

В соответствии с этой концепцией, причиной конфликта является принуждение одних членов социума другими, что ведёт к неравенству социальных позиций по отношению к источникам власти. [2, c.32] У Даррендодфа основной причиной конфликта является неравенство в политической, а не в экономической сфере жизни общества [6, c.54]. Вовлечение во власть новых слоёв общества вызывает изменения социальной структуры, а преодоление конфликта ведёт к расширению прав и свобод более широких пластов социума [7, c.152].