Оказывается, что наши желания никогда наполнить нельзя: как только наполнение, наслаждение входит в желание, само желание уменьшается, вплоть до исчезновения, что ведет и к исчезновению ощущения наслаждения.
В итоге человек остается пустым, будто и не получал ничего. Это вызывает разочарование и побуждение попробовать наполнить себя еще и еще.
Возникает опустошенность, депрессия — болезнь века. Человек приходит к ощущению, что бессилен наполнить себя. Вот от этого ощущения и пытается убежать человек с помощью наркотиков.
Этапы развития желаний
В науке каббала говорится, что развитие человечества на протяжении тысяч лет его существования — это развитие и реализация разных уровней желания. Именно желания и нахождение способов их удовлетворения и определяют тот или иной уровень развития цивилизации и всего, что мы называем технологическим и научным прогрессом.
Благодаря тому, что желания постоянно совершенствуются, т.е. меняются от меньших к большим, человечество движется вперед.
Можно разделить весь процесс развития человеческих желаний на пять этапов:
первичные желания — секс, пища (сказано: «Любовь и голод миром правят»);
второй этап развития желания — стремление к богатству;
третий этап развития желания — стремление к власти и славе;
четвертый этап развития желания — жажда знаний;
пятый этап развития желания — стремление к духовному, к высшей силе, к чему-то выходящему за пределы нашего мира.
Стоит сразу дать определение понятию «духовное», как оно понимается в науке каббала. Каббала определяет «духовное» как силу, не имеющую никакой связи с временем, пространством и материей, как силу без тела.
Потребность в сексе и еде — это животные желания, потому что их испытывают и животные. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и стремление к продолжению рода, т.е. к сексу.
Желания богатства, власти и знаний — это уже человеческие желания. Потому что для их удовлетворения человек должен находиться в среде себе подобных — в человеческом обществе.
Человек рождается, идет процесс развития животных и человеческих желаний, а затем он обнаруживает, что их реализация не дает ему удовлетворения. Почему это происходит?
Когда заканчивается, в основном, рост всех желаний в человеке, в нем обнаруживается новое желание, стремление к чему-то неясному, непостижимому, к тому, чего он точно выразить и описать не в состоянии. На все расспросы и выяснения человек вместо описания желаемого, отвечает, что просто желает, чего точно не знает, но не находит во всем мире, на что именно указать, как объект желаемого им.
Такие люди говорят о своем состоянии как о депрессии. Это приводит к многочисленным разводам и другим не всегда обдуманным и взвешенным решениям, а так же к началу приема наркотиков. Человеку необходимо что-то изменить в своей жизни, и он считает, что новое семейное состояние, новые ощущения от приема наркотиков, очевидно, принесут ему некоторое продвижение к желаемому. Как правило, затем обнаруживается полная несостоятельность совершенного, разочарование в новом состоянии, еще большее одиночество.
Многие трактуют появление нового желания к чему-то неизвестному, как желание к высшему, духовному, потустороннему. Все большее количество людей ощущают в себе это и не находя источника удовлетворения возникающего желания, пополняют ряды пользующихся наркотиками, пациентов психологов и пр.
В конечном итоге, все-таки постепенно выясняется, что новое желание является действительно желанием к высшему миру. Люди начинают метаться по свету в поисках методики постижения источника духовного наполнения, совершать поездки в Индию и на Восток. Литература по духовным методикам и поискам заполнила километровые полки книжных магазинов. Кто-то останавливается на найденном, кому-то духовное учение позволяет на время справиться с пагубной зависимостью, однако того наполнения, к которому возникло стремление, человек может так и не получить. Возникает очередное разочарование.
Что это за желание, которое не возможно удовлетворить всеми благами нашего мира?
Как его описать и объяснить?
В каббале я нашла следующее описание этого желания.
Духовное желание.
Если первые четыре категории желаний (желание тела — к пище, крову, сексу; желание к богатству; желание к власти, почету; желание к знаниям) нам совершенно понятны и ощутимы, то о духовном желании у нас нет никакого представления.
Человек и не узнает, что такое «духовное», до тех пор, пока он удовлетворяет свои желания посредством объектов нашего мира.
Он видит эти объекты и точно знает, к чему стремится. Но когда у него возникает желание к высшему (под «высшим» в каббале понимается сила, находящаяся вне рамок нашего мира и не постигаемая нашими пятью органами чувств), он не видит в нашем мире источника, который мог бы это желание наполнить. Желание к высшему это желание постичь причину, источник, корень, а также причину, смысл всего существующего мироздания и своего места в нем.
Человек оказывается в состоянии беспомощности и растерянности: нет больше ощущения вкуса к жизни, нечем ее заполнить.
Ему просто плохо. Его куда-то «тянет». Но вот куда? Он не знает, куда обратиться, ведь источник наслаждения не виден. У человека есть возможность на какое-то время забыться, что он, как правило, и делает.
Мы задаем себе в детстве вопрос: «Для чего мы живем?» Но затем начинается период взросления, и гормоны отрочества подавляют этот вопрос, подавляют желание найти смысл и источник жизни. Наши сексуальные, интеллектуальные стремления уводят нас от его решения.
Но затем этот вопрос всплывает и вновь будоражит нас.
Именно поиск ответа на этот извечный вопрос, которым занимается множество людей из поколения в поколение, оказывается, способен привести нас и к объяснению этого непонятного желания и к его удовлетворению. И более того, именно этот вопрос может вывести нас на совершенно иной уровень существования, на котором потребность, к примеру, в употреблении наркотиков совершенно отпадает сама собой.
Возникновение нового вида желаний.
В каббале совокупность земных желаний называется сердцем человека. А частичка (желание), помещаемая в него свыше, называется точкой в сердце.
Большинство людей испытывают потребности, ограниченные рамками нашего мира. В них входят творческие, интеллектуальные, культурные устремления человека, и потребности исследования и понимания устройства нашего мира.
Это свидетельствует о том, что души этих людей еще не достигли желания к духовному — пятого этапа развития желаний. Такого типа души не имеют стремлений к тому, что находится за пределами нашего мира.
Но есть небольшое (пока!) количество душ другого типа. Такая душа вызывает у человека тягу к высшему и вечному. Человек пытается, как все другие, удовлетвориться тем, что дает нам этот мир, но у него не получается.
Он видит, как другие люди стремятся к накоплению, приобретению, богатству и успеху, а ему это все представляется не более, чем игрой.
Он участвует в этих «играх», и зачастую удачно, но это не дает ему удовлетворения. Постепенно, пробуя себя именно в этом мире и разочаровываясь, человек начинает ощущать, что его душа требует другого наполнения.
Получив, наконец, желание к духовному, человек чувствует, что земными наслаждениями он себя наполнить уже не может, и потому жизнь пуста. И тогда он начинает поиск источника наполнения нового — духовного желания (данное понятие мы рассмотрели в предыдущих пунктах).
Поиск и разочарование — спутники возникновения нового вида желания – желания к высшему, так характерного для нашего времени.
С середины ХХ века и далее все большее число людей получают свыше желание духовного, вызывающее в человеке противоречие, потому что возникает оно в его сердце в совокупности со всеми другими земными желаниями.
Поскольку желание к духовному приходит свыше, то объекты нашего мира не могут быть его наполнителем.
Высший мир.
В последнее время все большее количество ученых, исходя из своих исследований материи и энергии, приходят к выводу о неоднозначности нашего мира, нашей природы и начинают задумываться существовании высшего мира. Причем, как правило, это ученые
физики-атомщики, биологи, т.е. проникающие по роду своих исследований, в материю.
Здесь я хочу привести высказывание ученого Вернера Гейзенберга [1]из его книги «У истоков квантовой теории»: «Чем больше областей открывается физикой, химией и астрономией, тем прочнее мы приобретаем привычку заменять выражение «объяснение природы» более скромным выражением – «описание природы», стремясь тем самым подчеркнуть, что этот прогресс относится не к непосредственному знанию, а к аналитическому объяснению. С каждым великим открытием – и это особенно хорошо можно видеть в современной физике – уменьшаются претензии естествоиспытателей на понимание мира в первоначальном смысле этого слова.» – (1) стр. 40
Можно сказать, что наука находится в настоящий момент на пороге великих открытий и для того, чтобы решить проблему наркомании, как и множества других проблем человечества, требуется пересмотр научного взгляда как на природу человека, так и на устройство нашего мироздания в целом.
В настоящее время люди готовы представить себе высший мир как мир сил, силовых полей, мир выше материи. Вот этим-то миром сил, мыслей и оперирует Наука Каббала.
Развив в себе определенную чувствительность к миру находящемуся над материей, человек ощущает в нем высшую информацию, корни всего происходящего в этом мире. Поэтому он называет раскрытие причин происходящего «Высший мир». Находясь одновременно в ощущении обоих миров, можно исследовать связи между мирами, как и каким образом, высший мир управляет нашим, как нисходят сигналы управления. Изучение этих зависимостей и связей и представляет собой предмет изучения науки Каббала.