Смекни!
smekni.com

Кризис цивилизации или космический метаморфоз (стр. 2 из 6)

Глобальная социальная система - это образование, основными составляющими частями которого являются локальные социальные целостности уровня наций, культур, государств. Глобальное сообщество (человеческая цивилизация) сейчас - это целостная развивающаяся система, которая в своем развитии вошла в фазу становления качественно новой целостности - планетарной цивилизации. В чем заключается различие между этими терминами - между "человеческой" и "планетарной" цивилизациями?

Человеческая цивилизация существует давно, но основным системным признаком ее единства длительное время являлась совокупность биологических признаков. По мере возрастания численности вида и заполнения им ареалов обитания человеческая цивилизация развивается как целое - но разъединенное целое. В процессе развития количество разнообразных связей, превращающих конгломерат наций в целостность, объективно возрастает. И все же их недостаточно (как в количественном, так и в качественном отношении) для того, чтобы превратить цивилизацию в качественно новую целостность. Мир, увы, не развивается пока целенаправленно как целое, различные его части эволюционируют спонтанно, хаотично.

Но по мере увеличения числа взаимосвязей потребность в согласовании все сильнее. В наши дни эта потребность чрезвычайно высока, и этот факт можно расценивать как признак становления планетарной цивилизации. Таким образом, здесь мы приходим к выводу, что основным условием превращения цивилизации в планетарную является выработка механизмов согласования векторов развития и жизнедеятельности локальных цивилизаций и их компонентов, подчинение их некоему общему принципу. Поиск таких механизмов уже осуществляется (в качестве примера можно привести хотя бы образование такого международного органа, как ООН). Это весомый признак того, что наша цивилизация вошла в фазу трансформации, в фазу превращения ее в планетарную цивилизацию, хоть процесс этот пока идет хаотично, спонтанно, вслепую. Такого механизма, как ООН, явно недостаточно (в чем мы постоянно убеждаемся) для осуществления качественного скачка в развитии человечества. Для того, чтобы произошли действительно коренные перемены, необходимы изменения в самом мышлении человека, в глубинном его отношении к бытию.

Теперь у нас есть основание сделать вывод, что планетарная цивилизация - это более высокая ступень человеческой цивилизации, важный этап в ее развитии. Он характеризуется тем, что по его достижении цивилизация начинает согласовывать жизнедеятельность и развитие всех своих составляющих.

В происходящем становлении планетарной цивилизации можно наблюдать характерные тенденции. К ним можно отнести объективно возрастающее количество экономических, социальных, культурных и прочих взаимосвязей и сопутствующие им конструктивные процессы. Но к ним можно причислить и ряд деструктивных тенденций, общим направлением которых является новый передел мира. В качестве самой яркой и значимой из таких тенденций следует, пожалуй, назвать глобализацию.

Объективно глобализацию можно определить как экспансию (причем настырную, жесткую экспансию) ценностей одной нации - мировоззренческих, экономических, культурных и других в остальные страны мирового сообщества, подчинение своим интересам мировой экономики, вмешательство (естественно, с вполне определенными целями) в развитие других стран мира и т. д.

В качестве инициаторов и архитекторов глобализации выступает группа богатых, развитых стран (даже не стран, а их политических и финансовых элит - т. н. "золотой миллиард") - но в первую очередь, конечно, США. Естественно, с их точки зрения глобализация - благо, т. к. позволяет остальным странам приобщиться к ценностям западной культуры. А если за это им придется кое-чем расплатиться, так ведь за все надо платить.

Несколько по-иному выглядят намерения сторонников данной версии глобализации в интерпретации ее противников, тех, кому она причиняет неприемлемый ущерб. Истинные намерения и аргументации предводителей "золотого миллиарда" (которые они не очень-то и скрывают) выглядят следующим образом.

Ресурсы планеты истощаются и она не сможет прокормить свое все увеличивающееся население (и обеспечить - читаем между строк) привычный уровень потребления для стран "золотого миллиарда". Но если невозможно увеличить количество ресурса, нужно уменьшить число потребителей этого ресурса (естественно, в третьих странах, а не у себя). А для этого необходимо располагать механизмами воздействия на жизненно важные процессы в этих странах. Внедрение таких механизмов является одним из основных элементов настоящей фазы глобализации. Для реализации этих целей и осуществляется политика глобализации (все нюансы которой живо освещаются мировой прессой, что дает возможность наблюдать зарождение и развитие новых тенденций).

Таким образом, в силу наличия в мировом социуме глубочайших противоречий, отсутствия согласованного алгоритма перевода человеческой цивилизации в качественно новое состояние - состояние единства, сам процесс перехода человечества в форму планетарной целостности носит стихийный характер и имеет признаки развивающегося кризиса - уже глобального кризиса.

Следует также отметить, что многие кризисы, прежде характерные лишь для локальных сообществ, сейчас стали актуальными для глобального сообщества как целого, например: мировые финансовые кризисы и экономические спады, информационный, экологический, потенциальные энергетический и сырьевой, потенциальный территориальный (как одно из закономерных следствий глобального потепления), духовный.

Все это может стать предпосылкой рассмотрения множества кризисов, сотрясающих мир людей, как частных проявлений какого-то одного, глобального кризиса.

Актуальное состояние глобального социума - развивающийся кризис

Самыми разными экспертами сложившаяся в мире геополитическая ситуация характеризуется как экстремальная. Эту проблему в том или ином контексте все чаще затрагивают аналитики, специализирующиеся на анализе самых разных сторон общественной жизни, обозреватели в средствах массовой информации, публицисты, деятели в области политики, экономики, культуры, все они так или иначе аппелируют к мнению ученых, в том числе философов-глобалистов. Основной автор - международная неправительственная организация, именуемая "Римским клубом".

Против этого трудно возразить - мы видим, что подвергается разрушительной деформации система мироустройства, которая складывалась даже не десятки, а сотни лет. Свидетельством тому - многочисленные очаги сепаратизма, потенциальные и активные. Беспрерывно следующие друг за другом, уже накладывающиеся друг на друга техногенные и экологические катастрофы, энергетические и финансовые кризисы, межнациональные конфликты, все чаще разрешающиеся силовыми методами - все это напоминает больше не разрозненные, несвязанные между собой эксцессы, но начальную фазу одного, охватывающего весь мир глобального кризиса. Нынешнее состояние общества вполне можно определить как тотальную войну всех против всех и это уже выглядит так, как будто наш мир беспощадно воюет сам с собой. Что происходит с нами, где находятся источники этого саморазрушения? Ответов на этот вопрос существует много. К сожалению, в значительном числе случаев они являются результатом локального анализа конкретной ситуации в той или иной отдельно взятой стране, отражением ее узконациональных интересов, что формирует слишком специфический, узкий аспект проблемы.

Но в целом отношение к этой проблеме нельзя назвать совершенно однозначным. Наряду с тревожными, пессимистическими существуют и вполне обоснованные оптимистические ее оценки. Мир вздрагивает от подземных толчков, но стремится жить привычной жизнью. И очень многие сомневаются, есть ли основания всерьез воспринимать утверждения о существовании подобного кризиса. Вот только здравый смысл и осторожность требуют именно этого.

Общим элементом (и основным изъяном), который содержится в рассуждениях всех без исключения аналитиков является анализ актуального состояния земной цивилизации в рамках узкого, чисто земного, локального исторического подхода. В то время как земная история является лишь органической частью, локальным преломлением вселенского исторического процесса, частным проявлением всеобщих вселенских законов. Именно это можно использовать как обоснование правомерности альтернативного (космического) подхода к данной проблеме. В качестве основных положений этого подхода можно назвать следующие.

a) Земная цивилизация является органической частью Вселенной, и ее развитие подчиняется законам более общим, чем известные нам исторические;

b) С позиций известных нам на данный момент исторических закономерностей невозможно прогнозировать глобальные повороты в эволюции космического явления – цивилизации и целенаправленно осуществлять их;

c) Для этого необходим принципиально новый подход в познании;

d) Такой подход существует и называется СФКМ (системно-физическая концепция мира).

Этот подход являет собой качественно новый тип теории, органически сочетающей в себе физическую строгость и философскую глубину обобщений. СФКМ - прообраз меганауки (единой науки), которой рано или поздно суждено появиться в познавательном пространстве человека и заменить собой нынешнее, несовершенное и неадекватно отражающее действительность знание.

В гносеологическом аспекте СФКМ являет собой принципиально новый стиль мышления (новую парадигму). Новизна любого познавательного подхода (как, впрочем, и любая другая новизна) всегда связана с отказом от устаревших традиций. В случае СФКМ содержание новизны определяется отказом от самой древней и глубокой познавательной традиции (которая, по сути, была получена человеком в наследство от своего животного предшественника), которая так или иначе, в той или иной форме присутствует в современном познании, является его "невидимым" ядром.