Смекни!
smekni.com

Кризис цивилизации или космический метаморфоз (стр. 3 из 6)

Эта традиция заключается в органической способности человека воспринимать мир как совокупности отграниченных друг от друга в пространстве и времени предметов и явлений. В Новое время она обрела законченную форму в атомистском подходе, в использовании в теоретических построениях атомно-молекулярного теоретического конструктора, применение которого, однако, ограничено областью физико-химических явлений. Но ведь существует множество других явлений - например, психологических, социальных, которые также нуждаются в исследовании. Для построения экономических, социальных, психологических теорий "прямое" применение атомно-молекулярного конструктора недопустимо, но какой-то наиболее общий образ необходим и здесь. Он и присутствует: в неявном виде, в форме некой условной поверхности, отграничивающей один предмет от другого и одно явление от другого.

Таким образом, в традиционном восприятии человека наличествует "лишний" элемент - псевдограница и этот элемент способен оказывать весьма существенное деформирующее воздействие на наше понимание вещей. В качестве примера возьмем явление, которое условно можно назвать "атомизацией личности". Например, человек, ощущающий себя атомом бытия, т. е. не испытывающий благодарности в отношении прошлого и не признающий ответственности перед будущим, человек, отграничивший себя от общества барьером личных, эгоистичных потребностей оказывает специфическое влияние на характер отношений в обществе, а идеология такого "индивидуального атомизма" - на само течение истории.

Но в свете некоторых новых (условно, конечно, новых) представлений, да и просто с точки зрения здравого смысла все объекты нашего мира - равно как и явления взаимодействий между ними есть порождение, проявление некой первичной, единой сущности (назовем ее физическим вакуумом или просто первичным порядком). Это означает, что границы, физически отделяющей объекты действительности друг от друга, в природе не существует, а существует скачок свойств между спокойным и возбужденным состояниями вакуума (истинной материи). В настоящее время существующая тысячелетия атомистская традиция исчерпала свой конструктивный потенциал и в полном соответствии с законами диалектики переходит в свою противоположность, начиная выполнять роль тормоза в развитии человечества.

Принципиальная новизна СФКМ заключается в том, что этот подход заменяет (точнее - дополняет) атомистские представления системно-вакуумными. А это позволяет выстроить совершенно новый аспект восприятия мира, как целого, увидеть все его явления и связи в новом свете (т. е. получить принципиально новую целостную картину мира).

Познавательные принципы, на которых базируется СФКМ органически объединяются в системных представлениях, образуя системно-физический (системно-вакуумный) синтетический подход в познании.

Подводя итог этой краткой аннотации нового подхода, можно добавить, что синтетический подход, аналогичный СФКМ - это качественный скачок в познании, который рано или поздно должен был произойти и который неизбежно приведет к качественному скачку в развитии общества.

Развивающийся кризис глобального социума - кризис метаморфоза

Существует вполне определенная взаимосвязь между глобальным и локальными кризисами. Сущность ее в том, что "критическая масса" локальных кризисов может перерасти в неуправляемый глобальный кризис с глобальными же катастрофическими последствиями. Существует ли альтернатива подобному развитию событий или катастрофический их ход неизбежен?

Она существует в рамках нового познавательного подхода и связана с определением развивающегося глобального кризиса как соответствующей фазы метаморфоза системы "цивилизация". В данной статье предлагается и обосновывается версия рассматриваемой кризисной ситуации как кризиса метаморфоза, кризиса, сопровождающего трансформацию цивилизации в качественно новое состояние, переход ее в качественно новую плоскость бытия.

Метаморфоз с греческого переводится как "превращение" и означает соответственно "превращение одной формы в другую, видоизменение чего-либо". У растений это видоизменение основных органов (корня, листа, стебля, цветов) в связи с изменением функции (а последнее обычно вызывается необходимостью адаптации, приспособления к новым условиям существования). Например, колючки у кактуса - это видоизмененные листья и только с такими листьями он смог выжить в условиях пустыни. У животных это глубокое преобразование организма в период постэмбрионального развития, например, превращение головастика в лягушку или личинки насекомого во взрослую особь, гусеницы в бабочку. Если переопределить такое преобразование в символах системы, то можно будет сказать, что метаморфозом называется скачок в развитии системы, после которого у нее появляются качественно новые свойства.

Подвержены ли преобразованию метаморфоза человеческий организм и сам человек, личность? Да, безусловно, да. В жизни любого человека можно выделить фазы, в рамках которых его организм претерпевает качественные изменения, например, детство, юность, зрелость, старость. Духовная составляющая человека в процессе жизни также бывает подвержена качественным трансформациям в процессе духовных кризисов, духовных перерождений. Но не только: скажем, человек неграмотный и человек образованный имеют (в системной интерпретации) качественно различные наборы свойств. Т. о. и образование и воспитание формируют в человеческой личности качественно новые возможности (хотя кризисом этот процесс назвать, конечно же, нельзя). Кризисом можно назвать ситуацию, когда новые знания, новые представления о действительности входят в острое противоречие со старыми, устоявшимися.

В качестве крупных исторических событий, которые можно рассматривать как своеобразные метаморфозы (т. е. обновление базисного набора свойств системы "общество") и сопровождающих их кризисов можно рассматривать такие события, как:

a) Научные революции (познавательные, культурные кризисы);

b) Технические революции (кризисы технической отсталости);

c) Социальные революции (кризисы существующих форм правового и организационного устройства общества);

В качестве обоснования правомерности применения термина "метаморфоз" к объекту типа "цивилизация" можно взять обычное системное обоснование: цивилизация есть развивающаяся система, способная время от времени (в силу внутренних особенностей и под воздействием внешних факторов) превращаться в систему с качественно новым набором свойств. В какой форме это происходит?

В целостном процессе развития любой живой системы (растения, животного, популяции, цивилизации) можно выделить базовый цикл, который состоит из трех основных фаз:

· Скрытой, латентной фазы (например, внутренней активизации зерна злака до его прорастания, развития эмбриона в утробе животного или человека, процессы в личинке - относительно будущего организма, в который эта личинка превратится).

· Открытой, которой соответствует период бурного роста, завоевание нового пространства, интенсивное освоение доступного ресурса.

· Фазы угасания, старения, смерти.

У некоторых живых систем весь жизненный процесс ограничивается одним циклом (к таким можно отнести растение злака или организм млекопитающего), у других таких циклов два (личинка - взрослое насекомое), ну, а у некоторых количество базовых циклов не ограничено генетически и определяется действием совсем других факторов.

Переход такой системы в процессе развития из латентной фазы в открытую или из одного базового цикла в другой можно также определить и как переход в новое пространство возможностей (головастик может жить только в воде, а лягушка - уже и на суше, гусеница перемещается по земле, а бабочка - в воздухе и т. д.). Иными словами, пространство возможностей живой системы - это часть природы, доступная для извлечения из нее ресурса. Но если для большинства биологических систем пространство возможностей ограничено генетической программой, то для людей (как для отдельной особи, так и для любой организованной группы, вплоть до цивилизации), размеры пространства возможностей определяются наличием соответствующих знаний, позволяющих эксплуатировать ресурсы того или иного сектора действительности. Переход человека в новое пространство возможностей обусловлен появлением у него новых свойств (знаний и методов получения знаний) и является своего рода метаморфозом (в системной интерпретации это самый настоящий метаморфоз, потому что появление нового знания неизбежно влечет за собой изменение общества, влияет на его структуру).

Если рассматривать эволюцию человека в этом аспекте, то он, начав с того же, чем, по сути, располагали его "животные современники", благодаря развитию познания совершил переход в огромное количество новых пространств возможностей, осуществил множество частичных метаморфозов, среди которых были и достаточно крупные (например, смена общественно-экономических формаций). Но та трансформация, к необходимости которой мы подошли сейчас, ни по масштабам, ни по значимости несравнима ни с чем, что было до сих пор.

Можно ли указать на какие-то характерные особенности, присущие этому процессу "эволюционной интенсивной миграции" (назовем его так)? Да, они присутствуют. Например, обеспечение доступа к новому ресурсу, к новому пространству возможностей обусловливает бурный рост системы, а это приводит к тому, что через определенный промежуток времени опять начинает испытываться недостаток ресурса. Это в свою очередь порождает необходимость в поиске нового пространства возможностей, и все повторяется сначала. Это означает, что человек по самой своей природе обречен на движение, на экспансию, на освоение все новых и новых пространств.