Смекни!
smekni.com

Кризис цивилизации или космический метаморфоз (стр. 4 из 6)

Если нахождение способа перехода в новое пространство возможностей по тем или иным причинам задерживается, недостаток ресурса (даже прогноз будущего недостатка) способен породить напряжения и деструктивные процессы внутри системы. Возможны сколь угодно глубокая деградация или даже самоистребление; ведь любая часть нашей цивилизации, любое государство - это тоже развивающаяся система со свойством экспансии, а наличествующий уровень развития вполне пока позволяет некоторым из них рассматривать другие государства, другие народы как источник ресурса.

И еще одно! Чем больше задержка с поиском "входа" в новое пространство возможностей, тем меньше остается шансов у системы осуществить переход, даже если вход все-таки будет найден. Дело в том, что для преодоления потенциального барьера перехода в НПВ (новое пространство возможностей) тоже нужен ресурс, а он может быть уже и исчерпан. Так что все нужно делать вовремя. Чтобы перепрыгнуть через забор, необходим разбег, чтобы перелезть - необходимы силы.

В конечном итоге размеры пространства возможностей человека находятся в зависимости от качества познавательных методов, которыми он располагает. Задержка в обновлении таких методов всегда чревата негативными последствиями. И в основе кризисной ситуации, сложившейся сейчас на Земле, именно такая методологическая задержка.

Если то, что происходит с цивилизацией сейчас, метаморфоз, то в чем его смысл? Для раскрытия этого смысла нам придется рассмотреть космологический и энергетический аспекты развивающегося в мире людей глобального преобразования (причем рассмотреть в контексте развития Метагалактики как физической системы).

Мир, в котором мы живем, Вселенная - это целостность, система, а каждый компонент этой системы должен "работать" на эту целостность. Мир человека есть органическая часть "большого" мира, он подчиняется его законам, и роль человечества как подсистемы Вселенной не может не содержать функцию поддержания устойчивости, целостности последней. Для осуществления этой функции человек должен где-то брать энергию, но брать ее он может только у той же Вселенной, у природы (тем самым оказывая на нее определенное разрушающее воздействие, увеличивая ее энтропию). Здесь возникает квазипарадокс, но он разрешается с помощью такого свойства разума, как способность к оптимизации, а системная функция человека в мироздании реализуется через оптимизацию мирового энтропийного процесса. Логика здесь следующая.

Выше мы договорились рассматривать наш мир как некое сложное возбуждение структуры физического вакуума (первичной материи). Это означает, что базис нашего мира - чисто энергетический. Вселенную делает пригодной для жизни человека именно соответствующий уровень концентрации энергии, привычная нам структура мира зависит от этого уровня.

Но все процессы, большие и малые, составляющие жизнь Метагалактики сопровождаются энтропийными явлениями, "высвечиванием", девальвацией энергии, порождают энтропийные ручейки и реки, которые все вместе сливаются в могучий энтропийный поток. Основной вклад в него вносят звезды, влияние человека пока ничтожно, хотя оно есть и оно растет. (Отметим, что в одной локальной области Вселенной, самой важной для нас это влияние проявляется уже особенно сильно. Эта область - наша планета, та часть природы, которую мы успели "освоить").

Акцентируем внимание на следующем моменте. Известно, что любое стабильное состояние системы инертно, система сопротивляется изменениям, поэтому любое изменение как бы испытывает сопротивление. Необратимое, энтропийное изменение мира также подчиняется этому правилу. Энтропийный поток наталкивается на какую-то преграду (преграды), что обеспечивает замедление энтропийного процесса. Если бы не было таких преград, то вся энергия, запасенная в нашем мире, мгновенно "высветилась" бы через тепловое излучение, а последнее "стекло" бы куда-то в бездонные глубины первичной материи. Это явление, замедляющее тепловое "расползание" структуры нашего мира можно было бы обозначить термином "энтропийное трение".

И еще один момент. Это явление энтропийного трения принадлежит развивающейся системе (Вселенной), а значит и само подвержено развитию и одним из самых важных результатов этого развития (который заключается в появлении самых мощных очагов трения, сопротивления тепловому распаду) является возникновение жизни и развитие ее до состояния разумности, т. е. до способности оказывать оптимизирующее воздействие на протекание естественных процессов.

Если космический энтропийный процесс, один из выраженных очагов которого существует на Земле под воздействием вселенской функции разума (зародышем, или одним из зародышей которой является человеческий разум) будет хоть сколько-нибудь замедлен, то можно будет считать, что человек выполняет свое предназначение в мироздании. И только ввиду этой вселенской задачи может конструироваться цель развития человеческой цивилизации как целого, строиться оптимальная цивилизационная модель.

Можно с легкостью предвидеть реакцию, которая последует на это высказывание, как диапазон от молчаливого недоумения, до высказываний типа "о чем он говорит, когда растут цены и каждый день жить становится все труднее", "преждевременно", "надо сначала у себя на Земле навести порядок" и т. п. Но вот те, например, кто говорит "преждевременно", они могут указать, когда же самое время? Да нет, не могут. А ведь может быть, что уже и поздно! К тому же космичность мышления вовсе не предписывает всем немедленно сесть на ракеты и отправиться в космос. Ведь самым близким к человеку и имеющим для него самую большую ценность космическим телом является то, которое он каждый день топчет своими ногами. Это Земля. К Земле как космическому объекту вполне применимо космическое мышление. И это совсем не преждевременно.

Принятие данной концепции (какой бы фантастической она ни казалась поначалу) - единственный верный путь к построению эффективного согласующего алгоритма для становления и оптимального функционирования планетарной - нет, уже космической - цивилизации. Потому что данная концепция содержит все необходимое для достижения этой цели, а именно:

· Качественно новое мировоззрение;

· Оптимальную модель общества без антагонизмов;

· Массу конкретных новых технологий;

Глобализация - процесс неизбежный, но содержание ее не обязательно должно быть таким, каким оно видится "золотому миллиарду". Потому что космический смысл глобализации (иначе - метаморфоза) заключается в смене потребительского типа отношения к миру на качественно иной тип отношения.

В поисках цивилизационной модели

Выше мы говорили о том, что происходящее сейчас с миром людей обусловлено действием фундаментальных вселенских законов. Но это слишком общее объяснение. В действительности можно указать одну-единственную причину, полностью объясняющую происходящее и ее действие таково.

Мир людей - это саморазвивающаяся система, которая в процессе развития неизбежно должна переходить от состояния к состоянию, от одной своей конфигурации (формы совместного существования людей) к другой. Эти переходы (которые, в частности проявляются как смена общественного строя) - есть способ ее бытия, поэтому то, что происходит сейчас с нашим миром, может означать лишь одно: он как некая промежуточная, временная конфигурация изжил себя и стремится к обновлению, уничтожая нынешнее свое состояние. Энергия, предназначенная для разрушительной фазы этой перестройки мира, как и энергия, предназначенная для созидательной фазы, не может быть накоплена нигде, кроме как в человеке.

Но не видящий истинной сути происходящего, неправильно понимающий конечную цель зарождающегося преобразования, даже руководствующийся совершенно благими намерениями человек вполне может потратить всю накопленную энергию на разрушение. Если предоставить событиям возможность развиваться спонтанно, неуправляемо, мир людей вполне может уничтожить сам себя; не изжившую себя форму, но само содержание. Вот еще и такую характеристику можно дать существующей геополитической ситуации. И под давлением этой ситуации каждое государство, каждый народ ищет свою оптимальную траекторию, свою тактику и стратегию поведения. Из этих усилий и сложится будущий мир людей, а будет он лучше или хуже - зависит от того, насколько точно мы сумеем угадать требования тех объективных законов развития "большого" мира, которым неизбежно вынужден подчиняться человек, являющийся органической составной частью системы "Вселенная".

Во внутреннем преломлении системы "человеческое сообщество" это "требование" проявляется в интенсивных поисках оптимальной модели будущего состояния, которую еще принято определять как "геополитический идеал", "геополитическая модель", "цивилизационная модель" или "цивилизационная концепция" и т. п. Существуют различные версии таких концепций, зачастую противоречащих одна другой. Все они, увы, далеки от идеала.

Главная цель данной работы - предложить качественно новое видение геополитической ситуации и дать хотя бы самые общие контуры цивилизационного идеала, обусловленного объективными законами "большой" Вселенной, органической частью которой, подчиняющейся общим законам ее развития является человеческая цивилизация. Такая цивилизационная модель может быть разработана в рамках СФКМ (системно-физической концепции мира), познавательного подхода, об основных свойствах и возможностях которого мы уже говорили выше.

Вернемся опять к вопросу о том, как выглядит геополитическая ситуация при взгляде на нее "изнутри", т. е. как на внутреннее, не зависящее от внешних, более общих космических обстоятельств историческое событие в исследованиях аналитиков, использующих традиционный аналитический инструментарий.