Теперь вкратце просуммируем все наши рассуждения.
Сложившаяся в настоящий момент геополитическая обстановка оценивается экспертами как экстремальная, кризисная. Частота, интенсивность и характер кризисных ситуаций, которые или уже проявили себя во многих регионах земного шара или их возникновение прогнозируется и которые затрагивают важнейшие стороны нашей жизни, позволяют сделать предположение, что наша цивилизация - как целое, входит в фазу какого-то очень масштабного преобразования.
Все оценки этой ситуации, каким бы источникам они ни принадлежали, имеют один общий недостаток: составляющие данную ситуацию события рассматриваются в локальной системе координат, связанной с человеческой историей как неким "особым" процессом - как ее трактует историческая наука, не избавившаяся окончательно от влияния антропологизма и антропоцентризма. Эта наука пока не располагает подходом, позволяющим описать человеческую историю как "подпроцесс" вселенского, космического (и физического) процесса, как его органический компонент. Отсюда все составляющие историю события рассматриваются как бы "изнутри", через призму "особых" исторических закономерностей, полученных в рамках исторического метода.
Это же обусловливает и направление поиска причин, порождающих деструктивные тенденции современности в социально-экономической, военно-политической и других хорошо освоенных аналитиками и идеологами сферах нашего сосуществования. Подобные методологические стереотипы неизбежно приводят к тому, к чему единственно они и могут привести: формируется образ "врага", деятельность которого и определяется в качестве главного дестабилизирующего фактора (в лице такого врага может выступать класс или иностранное государство - неважно) и весь последующий анализ строится на привычных символах противостояния. Как далеко это может зайти, зависит от многих факторов, но из истории известно, что иногда заходит очень далеко.
Более корректные результаты можно получить, если взглянуть на земную историю как бы "извне", как на процесс, являющийся ветвью общей истории Метагалактики, подчиняющийся фундаментальным вселенским законам. Правда, подход, позволяющий реализовать подобный взгляд в широком научном обиходе пока не используется. Но тем не менее его применение уже позволяет дать правильную оценку актуальным историческим событиям и сконструировать адекватную на них реакцию.
Отличие применения этого метода заключается в том, что он объясняет возникновение нынешней геополитической ситуации как событие абсолютно закономерное, которое, рано или поздно, но должно было произойти неизбежно. Главное содержание этого события - метаморфоз нашей цивилизации, трансформация ее в качественно новое образование - космическую цивилизацию. По некоторым существующим критериям (приведенным, например, в книге И. Шкловского "Вселенная, жизнь, разум") космический статус цивилизации определяется уровнем ее технического прогресса, набором технотронных признаков. Это совершенно неверный подход: главнейшим признаком космической цивилизации является соответствующее мировоззрение. Исходя из этого, настоящая ситуация характеризуется как момент не экономической, но мировоззренческой альтернативы.
Наша цивилизация - это зерно разумной жизни (может быть, одно из многих зерен) посеянных Вселенной в почву нашей планеты. Зерно, которое впитало влагу и готово прорасти в новое пространство бытия - пространство космическое, вселенское, потому что космическим по своей сути является. Но этому росту препятствует прочнейшая скорлупа наших складывавшихся и уплотнявшихся тысячелетиями воззрений, представлений о бытии преимущественно как о процессе потребления. То, что с нами происходит сейчас - это борьба живого ростка с инертной броней скорлупы, борьба, в которой главные бои ведутся внутри нас. Борьба, смысл и цели которой нами пока не вполне осознаны, ведущаяся практически вслепую - но точно так же росток пробивает себе путь к свету сквозь почву (хоть иногда и сквозь асфальт). И от исхода этой борьбы очень многое зависит для нас, для нашего будущего.
Нам нужно любой ценой разрушить эту скорлупу. В противном случае мы разделим судьбу тех зерен, которым так и не удалось прорасти.