В то же время, каждая нация, каждый народ имеет свою общую, присущую только им культуру. Все они создавали культуру соответственно условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько тесен, что культуры различных народов и национальностей на протяжении многовековой истории человечества не только соприкасаются, но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают и даже могут сливаться, создавая новые культурно-исторические общности, или как еще их называют культурно-исторические типы. Богатство культуры создавалось всем населением земли, а связи, взаимообмен, взаимовлияние делали культуру отдельных народов частью общего достояния человечества.
3. Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования
Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.
Формами культуры являются система образования, наука и техника, литература, искусство и т.д. Их развитие в целом имеет противоречивый характер, ибо они, как правило, развиваются неравномерно. Успехи в одной из них могут сопровождаться отставанием или регрессом в другой. В различные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая отрасль. Например, архитектура в период средневековья, литература в Х1Хв., наука и музыка в развитии современной культуры.
Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:
- анализ культуры как системы культурных феноменов;
- исследование ментального содержания культуры;
- выявление типов связей между элементами культуры;
- исследование типологии культур и культурных единиц;
- разрешение проблем социокультурной динамики;
- исследование культурных кодов и коммуникаций.
В истории развития мировой культуры заметны большие различия. В с этим в культурологии возникла типология культуры (от греч. typos - вид, форма и 1оgos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:
1. Географический (локализация культур в географическом пространстве);
2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени);
3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).
Значительное место в теории культуры занимает проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация - данное понятие происходит от латинского сivilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе (сivitas).
Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого достоинства. Это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.
Последующее развитие понятия «цивилизация» было связано с осмыслением понятия «культура». В Новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития человечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто сязанное с развитием человеческого разума и просвещения. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.
В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-политическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. Достижениях. 2. Под цивилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее институты, нормы и т. д. и материальные достижения), существующие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое.
Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. является повышенное внимание к проблеме кризиса современной цивилизации; перспектив технического развития и его влиянии на судьбы мировой цивилизации; взаимовлияния и взаимодействия цивилизаций как самодетерминируемых целостностей (замкнутых, самостоятельных структур).
Предметом культурологии является:
- исследование принципов функционирования культуры в обществе;
- изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия;
- осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;
- определение роли культуры в социальной самоорганизации общества ;
- выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп ;
- исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни;
- изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.
Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы можем рассмотреть метод или то, как изучается данный предмет.
Метод культурологии:
- комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующими жизнедеятельность общества;
- исследование культуры в сочетании ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;
- преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;
- рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;
- интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).
Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.
Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основныхразделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.