Смекни!
smekni.com

Культурология как наука. Сущность, структура и функции культуры (стр. 1 из 4)

План
Вступительная часть
1. Цель и задачи курса
2. Сущность, структура и функции культуры
3. Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования
Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.

Учреждения системы образования во всем мире все больше становятся трансляторами широкой гуманитарной культуры, а не узкоспециального знания, передавая своим учащимся как важнейшие навыки физического и умственного труда, так и все многообразие деятельности и общения, характерные для современной цивилизации.

Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся достижения человечества, когда обеспечивается преемственность поколений. Такой подход предполагает разностороннее преподавание гуманитарных наук, т.е. наук, имеющих отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию.

1. Цель и задачи курса

В настоящее время в высших учебных заведениях России изучается целый цикл гуманитарных наук, включающий в себя: историю Отечества, философию, экономическую теорию, политологию, социологию и культурологию. Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.

Сегодня задачи культурологии вместе с другими социогуманитарными науками заключаются в:

- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

- привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремление к коренной трансформации общего типа цивилизации, веками складывавшейся в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозного), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общем кризисе художественной культуры, утрате ею понимания социального заказа на художественной отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

В определенной мере растерянность охватила и науку гуманитарно-обществоведческого профиля, лишившуюся жесткого каркаса одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей обнаружилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к этической дезориентации, ощущению распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества. Образовавшийся вакуум стали заполнять различные псевдонаучные и около религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить образующуюся пустоту, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Современное школьное образование не дает целостного представления о культуре. Так, например, в курсах всемирной и российской истории вопросы культуры теряются в массе социально-экономического и политического материала, не находят достаточного отражения проблемы взаимовлияния культур различных народов, их преемственности. Такой же отрывочный характер носит освещение вопросов культуры и ври изучении других гуманитарных и естественных дисциплин в школе.

Цели изучения культурологии:

- формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

- воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через него и общества в целом;

- утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

- воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1. дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях ;

2. раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.


2. Сущность, структура и функции культуры.

Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия».«Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.

Что же такое культура? В переводе с латинского это слово означает возделывание, обрабатывание, воспитание. Современное понимание его несколько иное. В настоящее время слово «культура» употребляется в нескольких значениях.

Сохраняется первоначальный смысл - возделывание, разведение какого-либо растения или животного. (Например, культура льна, культура шелкопряда).

Разводимое растение или бактерии, выращенные в лаборатории. (Например, культура микроорганизмов).

Слово «культура» может означать то же, что и культурность или степень культуры, уровень развития. (Например, человек высокой культуры)

Под культурой может пониматься усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. (Например, культура голоса и движений у актера, физическая культура)

Культурой может быть обозначено то или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-либо эпоху, у какого-либо народа. (Например, неолитическая культура, культура древнего Египта)

И, наконец, в самом широком смысле олова под культурой понимается совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.

Разные представления о человеке и человеческом обществе обусловили, при всем своем многообразии, два основных философских подхода к пониманию культуры.

Первый делает главный акцент на духовных началах культуры, усматривая источник самодеятельности человека в духе, в духовной сфере жизни, понимая материальную деятельность как несвободную, подавляющую человеческие способности и дарования. В рамках данного подхода человеческое представляется как деятельность духа, который обеспечивает освоение действительности. Именно дух - творец культуры. Феномен духовного порядка, сфера духовного творчества в данном случае отождествляется о культурой.

Второй подход базируется на материалистическом понимании человека и общества. Суть его заключается в том, что мир понимается как продукт материальной деятельности. Она и служит источником культур которая истолковывается как результат и процесс общественного развития людей, их производящей деятельности, материального производства.

Ни в первом, ни во втором случае не существовало и не существует единства в истолковании сущности и содержания культуры. Проблема понимания культуры была и остается предметом постоянных дискуссий.

Исходя из того, что универсального определения культуры не существует, да и не может существовать в силу сегодняшнего уровня познания, нам нужно сформулировать рабочее определение культуры, которое будет использоваться при изучении данной дисциплины.

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности о6тношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура - это все созданное руками и разумом человека.