Смекни!
smekni.com

Личность как объект и субъект культуры (стр. 3 из 3)

Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности: 1. Начальный ─ "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок; 2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей; 3.Творческий ─ потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус ─ это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл. Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека ─ это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы. Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума ─ очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры. Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.


Заключение

Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.

Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является актером культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры ─ максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры ─ это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.


Список используемой литературы

1. Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 2007.

2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М. 1983.

3. Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М.,1983.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

5. Краткий словарь по социологии/Под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1998.

6. Культурология: Курс лекций. В 2ч.Ч.1/Под ред. В. Ф. Мамонова. Челябинск, 2008.

7. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов/Под ред. Н.Г. Багдасаряна. М.,2008.

8. Философский словарь//Под ред. И.Г. Фролова. М., 2007.