Смекни!
smekni.com

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина (стр. 3 из 6)

2.2. Многообразие творческой любви.

Энергия и сила любви не может быть сведена к скалярным физическим величинам, называемым «сила», «работа», «мощность», «энергия». Её свойства скорее качественные, чем количественные. Пока у энергии любви нет каких-либо единиц измерения, но в качестве таковых могут быть названы: интенсивность, экстенсивность, чистота, длительность, адекватность. Но у этих «измерений любви» нет своих формул, как в физике у размерностей «силы» и «энергии». Термин «энергия» Сорокин использует в значении «способность произвести действие или вызвать эффект». Эта энергия любви проявляется как бесконечный универсум, который неисчерпаем качественно и количественно. Из многих форм существования этой энергии учёный выделяет следующие: космическо-онтологическая, биологическая и психологическая. (1, 249-250)

Космическо-онтологическая концепция любви. В данном аспекте альтруистическая любовь, наряду с истиной и красотой, считалась одной из высших форм космической энергии, действующей не только в человеческом обществе, но и во всём космосе. Подобно христианской Троице – Отец, Сын и Св. Дух – Любовь, Истина и Красота являются величайшими ценностями, или энергиями, неразделимыми, но отличными друг от друга. (1, 250)

Эмпирический биологический альтруизм. В качестве эмпирического феномена альтруистическая любовь означает специфическое поведение живых форм, стремящихся – инстинктивно или сознательно – быть полезными другим организмам. (1, 251)

Психологические характеристики альтруистической любви в человеческом обществе. В человеческом обществе альтруистическая любовь проявляется одновременно как специфический психологический опыт, внешнее поведение и социальное взаимоотношение. В зависимости от различных комбинаций эмоционального, волевого и интеллектуального элементов альтруистическая любовь в своей психологической характеристике различается «тональными качествами», или «цветами». Они выражаются такими понятиями, как сочувствие, симпатия, доброта, дружба, преданность, благоговение, доброжелательность, восхищение, уважение и другие. Если альтруистическая любовь остаётся на уровне чисто психологического опыта и не проявляет себя в соответствующих действиях тогда она становится «неосуществлённой» или не «полностью реализованной» любовью. Такая чисто «психологическая», или «словесно выраженная» любовь часто оказывается псевдолюбовью или даже «лицемерным альтруизмом». Причём, Сорокин отмечает весьма печальный факт того, что в человеческом обществе встречаются миллионы «словесно выраженных» альтруистов и сравнительно мало истинных, которые реализуют в своей практике благородные альтруистические заповеди.

Как уже ранее отмечалось, у любви, как и у любой другой энергии, есть свои измерения и, как утверждает автор теории, они существуют, чтобы адекватно описывать и приближённо оценивать конкретные феномены альтруистической любви. Итак, по интенсивности любовь ранжируется от нуля до бесконечности, от богача, подающего несколько центов голодному, до добровольного пожертвования собственной жизни для благополучия любимого субъекта. По экстенсивности любовь колеблется от нулевой точки себялюбия до любви ко всему человечеству. По длительности любовь изменяется от кратчайшего возможного момента до нескольких лет, десятилетий, а часто и всей жизни. По чистоте варьируется от чистой любви, мотивированной исключительно любовью ради любви или любовью одного человека ради другого. Чистая любовь не признаёт ни сделок ни вознаграждений. Она ничего не просит взамен. Адекватность любви колеблется от «слепой» до «мудрой» любви. В неадекватной любви всегда имеется расхождение между субъективными мотивами и целями любви и объективными последствиями неумных или неадекватных действий, посредством которых любовь реализуется. Мать может страстно любить своё дитя и с готовностью пожертвовать чем-либо для блага ребёнка, но, реализуя свою любовь посредством неверных действий и средств, она может испортить ребёнка и подвергнуть опасности его благополучие. Кроме всего прочего, рассматривая многообразные формы творческой любви, Сорокин использует два понятия – Эрос и Агапе. Эгоцентричный эрос придерживается правил: «живи и давай жить другим», «помогай другим, чтобы другие помогали тебе», «не делай вреда другим, чтобы не вредили тебе», то есть, другими словами, эрос предполагает за собой отношение людей, которые проявляют свою любовь только к тем, кто её заслужил и отвечают на неё взаимностью. Любовь-агапе противоположна эросу – это неэгоистическая самоотверженная любовь, она непосредственна и свободно изливает себя. Сорокин не исключает и того, что такая любовь приходит к человеку свыше. Но, хоть и агапе более искренняя любовь нежели эрос, последняя форма всё же предпочтительнее для людей. (1, 251-259)

2.3. Энергия неэгоистической любви, её производство, накопление и распределение.

По утверждению Сорокина, любовь может существенно помочь в освобождении человечества от его самых тяжёлых недугов – войн, преступлений, безумия, нищеты и пороков. В подтверждение этому он приводит ряд примеров:

· Биологические функции любви-энергии. Наиболее очевидное проявление биологической любви-энергии – родительская забота о потомке в период его беспомощности, которая у видов, подобно человеку, должна продолжаться несколько лет. Без неё такие виды просто вымерли бы. (1, 261)

· Любовь и самоубийство. Когда любовь и привязанность индивида к окружающим его людям умножается и усиливается, вероятность самоубийства уменьшается. Без минимума любви жизнь для людей становится просто бесполезным бременем. (1, 262-263)

· Любовь, долголетие и здоровье. Любовь в её различных формах оказывается одним из наиболее важных факторов долголетия и хорошего здоровья; быть любимым другими и любить других важнейший фактор жизнеспособности. (1, 263)

· Исцеляющая сила любви. Как известно, враждебная, раздражённая и недружелюбная эмоция лишает человека душевного спокойствия и в связи с этим подрывает его здоровье. А эмоции любви, симпатии и дружбы способствуют созданию душевного покоя, самообладания в отношениях с окружающими. Такие эмоции оказывают живительный и целительный эффекты на организм. Для детей материнская любовь жизненно необходима. Лишённые теплоты любви, они слабеют и умирают также быстро, как и от инфекции или голода. (1, 265)

· Любовь как витамин для здорового роста детей. Дети нелюбимые, нежеланные и отверженные своими родителями, братьями или сёстрами составляют гораздо более высокую долю несовершеннолетних правонарушителей, взрослых преступников или же физически и умственно отсталых, чем дети, которые достаточно любимы членами своей семьи и партнёрами в играх. (1, 271)

· Умиротворяющая и гармонизирующая функция любви. Эту функцию он рассматривает на одном примере: «Когда пожилая квакерша вошла в свою комнату в парижском отеле, она обнаружила грабителя, обыскивающего ящики бюро, где она хранила драгоценности и деньги. У него было ружьё, которым он размахивал. Она спокойно предложила ему пройти вперёд и сама помогла найти то, что у неё имелось. Она даже рассказала ему о нескольких местах, где хранились ценности, которые он не заметил. Вдруг мужчина издал хриплый крик и выбежал из комнаты, ничего не взяв. На следующий день она получила письмо, в котором было сказано: «Я не боюсь ненависти. Но ваша доброта и любовь обезоружили меня». (1, 273)

· Любовь рождает любовь, ненависть рождает ненависть. Доля дружелюбных реакций на дружелюбное обращение больше, чем доля недружелюбных реакций на недружелюбное обращение. (1, 276)

· Облагораживающая энергия любви описана Виктором Гюго в романе «Отверженные». Бывший каторжник Жан Вальжан, ожесточённый против всего мира, грабит доброго священника, который оказывал ему гостеприимство. Пойманного с поличным Жана Вальжана приводят назад к священнику для подтверждения, что вещи были взяты у него. Заявление священника в полиции, что он сам отдал эти вещи Жану Вальжану, сначала ошеломляет бывшего каторжника, потом потрясает его до глубины души. Это приводит его на путь последующего преображения. (1, 278)

· Любовь способна остановить войну. Здесь Сорокин приводит в пример эксперимент Ашоки, который ненавидел войны и после вступления на трон в 273 году до Р. Х. стал проводить «политику добра, милосердия, терпимости, правдивости, чистоты и вежливости». Таким образом, ему удалось обеспечить мир почти на 70 лет. Политика подлинного дружелюбия может обеспечить более длительный мир, чем политика ненависти. (1, 281-282)

· Любовь увеличивает продолжительность жизни обществ. Социальные организмы, основанные, главным образом, на ненависти, завоевании, принуждении подобно империям Цезаря, Чингисхана, Наполеона, Гитлера, имели, как правило, очень короткую жизнь – несколько лет, десятилетий, редко столетий. Наиболее долгоживущие структуры – даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм, иудаизм, джайнизм, христианство и магометанство. Все они уже просуществовали более одного тысячелетия, некоторые – более двух тысячелетий, и нет явных признаков их разложения в обозримом будущем. Секрет их долголетия, возможно, в их приверженности альтруистическому воспитанию человечества. (1, 292-293)