Смекни!
smekni.com

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина (стр. 4 из 6)

Подобно пище, теплу, электричеству и другим формам энергии, любовная энергия не вырастает сама по себе: каким-то путём она должна быть произведена или, по крайней мере, собрана из «природного» источника и сохранена для того, чтобы все существующие общества могли пользоваться ею хотя бы минимально. (1, 298) «Любовный товар» - самый необходимый предмет потребления для любого общества, это товар, от которого зависят жизнь и смерть всего человечества. Среди средств и способов получения энергии любви Сорокин выделяет следующие:

1) Чем более интенсивна, экстенсивна и долговечна, чиста и адекватна любовь, которая содержится в действиях людей, тем больше любви производится процессах взаимодействия.

2) Во всех этих взаимодействиях производство любви происходит, по большей, части «спонтанно» и «естественно», без особой помощи, советов, орудий или технических средств, чтобы сделать его более эффективным и производить большее количество и лучшее качество любовной энергии для отдельных групп и для всего человечества. Лишь немногие вдохновители и исполнители, «изобретатели и инженеры производства любви» - целенаправленно стремились улучшить в своих собственных взаимодействиях с другими людьми процесс производства любви, в основном посвящая себя решению этой задачи. Вот примеры таких «изобретателей и инженеров»:

­ Все великие апостолы любви и моральные наставники человечества: Христос, Будда, Св. Франциск Ассизский, Ганди и др.

­ Все великие и малые творцы созидательных истин (науки, философии, научной технологии) и подлинной красоты (всех изящных искусств)

3) Значительный вклад в производство любви и его совершенствование внесли помимо этих типов индивидов и некоторые социальные группы или институты. Такие группы или институты подобны малым сельскохозяйственным и промышленным мастерским или фермам, которые работают для удовлетворения материальных нужд общины. Среди таких организаций наиболее заметное место занимает семья. Подобно мастерской, работающей на местный рынок, производство любви в семье было также ограничено её рамками. Только косвенно и время от времени семья производила любовь, которая распространялась за её пределы для человеческого «мирового ранка». (1, 300-302)

Сорокин обращает наш взгляд на то, что необходимо совершенствовать производство любви. По его мнению, в решении этой задачи смогут помочь следующие шаги: во-первых, увеличение числа творческих героев любви. Будда, Иисус. Св. Франциск Ассизский и Ганди – эффект их жизни был безграничным для производства любви. В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллионов, проникала в социальные институты и культуры и обеспечивала необходимый минимум солидарности в группах. После своей смерти Будда и Иисус излучали, возможно, даже больше энергии любви, чем при жизни. Следовательно, энергия любви также вечна, как и любая другая форма энергии. Такие герои появляются в разные исторические периоды, у них разный облик, но их истинная функция остаётся той же самой: они действуют как энергетические установки, производящие энергию любви для человечества. (1, 304) Во-вторых, увеличение производства любви обыкновенными людьми (а также социальными группами и институтами). Сорокин уверен в том, что если бы множество простых смертных воздержались от убийства других людей, если бы им удалось сократить свою ненависть и удвоить добрые дела, то это чрезвычайно расширило бы выработку любви, и это было бы вполне достаточным для предотвращения новых катастрофических войн и приблизило бы человечество к социальной гармонии. (1, 305-306) В-третьих, увеличение производства любви с помощью всеобщей культуры. Если мы хотим повысить эффективность производства любви человечеством, то все главные культурные системы должны быть перестроены, чтобы излучать только позитивный свет любви и приостанавливать производство негативных излучений ненависти. (1, 308-309)

Хранение любовной энергии в социальных институтах и в культуре будет достигнуто благодаря проникновению в культурные системы и институты благодати энергии любви. Созданные и реорганизованные в согласии с принципами любви, культурные системы и социальные институты станут множеством гигантских энергетических систем, непрерывно производящих любовь, сохраняющих её и излучающих на все человеческие существа. Самым мягким и в то же время самым эффективным путём любовь, излучаемая культурными и социальными институтами будет создавать постоянную атмосферу, питающую все человеческие существа от рождения до смерти. (1, 310)

Совокупная величина любви, накопленная в индивидах, институтах и культуре, может быть достаточной для практических целей человечества:

а) для предотвращения и исключения преступлений, революций, войн и всего того, в основе чего лежит ненависть, зависть и несчастье;

б) для поддержания и роста творческой активности человека;

в) для уменьшения и, в конечном счёте, исключения худших форм страдания, несчастья, одиночества, болезни и преждевременной смерти;

г) для обеспечения каждому целостного мира дружественного, тёплого и одухотворённого космоса. (1, 311)

Любовь-энергия может быть направлена также к тем группам и лицам, которые наиболее в ней нуждаются в данный момент. Удар, наносимый индивиду каким-либо трагическим событием, лучше всего может быть смягчён сильной любовью, сфокусированной на нём его ближайшими друзьями, соседями или другими большими группами людей. Лицо или группа, которые страдают болезнью ненависти, душевной депрессией, стремление к самоубийству зачастую могут быть излечены концентрацией на них любви, которая понимает, прощает и лечит. (1, 312) И, как отмечал и сам социолог, проблема производства, накопления и распределения любви вовсе не утопична, а вполне реальна.

2.4. Методы альтруистической трансформации.

Существует около 30 подобных методов, известных науке. Все эти приёмы ранжируются по сложности от самых простых до самых утончённых. Среди наиболее простых приёмов: формирование условных рефлексов, привычек, контроль за вегетативной нервной системой, тренинг осанки. Среди утончённых: концентрация, медитация и самоанализ.

Сорокин выделяет три основных типа альтруистической трансформации: «удачливые», «катастрофические» или «поздние» и промежуточный тип.

«Удачливые» альтруисты – это альтруисты с самого раннего детства. Они общаются только с добродетельными людьми и входят в подобные группы. Их эго и ценности – всё сосредоточено вокруг любви.

«Катастрофические» («поздние») – люди, которые раньше не были альтруистами, но стали таковыми, пройдя трудный, болезненный и длительный процесс трансформации своей личности. В течение этого мучительного периода люди вынуждены совершать трудную операцию по коренной ломке своего эго и своих ценностей, подчиняя их высшей ценности любви. Итогом этого процесса является появление новой альтруистической личности, и её рост продолжается до конца её жизни.

Промежуточный тип – включает в себя черты «удачливого» и «позднекатастрофических» типов.

Почему же одни люди принадлежат к «удачливым» альтруистам, а другие к «поздним» или вообще относятся к промежуточному типу? Всё дело в окружении человека, утверждает Сорокин. Подавляющее большинство альтруистов удачливого типа вышли из гармоничных семей, пропитанных любовью, преданностью и уважением её членов друг к другу. В семье, как и в группах ближайшего окружения, они получали изобилие любви, здоровый набор ценностей и глубоко укоренённую моральную дисциплину. Те люди, которые не имели счастья быть рождёнными и воспитанными в счастливой семье, благополучном районе и здоровой окружающей среде, приходят к моральному облагораживанию, пройдя трудный путь катастрофических альтруистов. Их альтруистическая трансформация гораздо более трудна и обычно менее успешна, чем у начинающих «удачливых альтруистов». Но, многие из нас, как отмечает Сорокин, следуют тропой «промежуточных» альтруистов, странствуя в поисках морального совершенствования. (1, 312-317)

Эти, а также другие выводы были сделаны Сорокиным на основании проведённых исследований в Гарвардском исследовательском центре по креативному альтруизму.

3. Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.

Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму был официально открыт в феврале 1949г. В основу создания Центра были положены два основных предположения:

1. Ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты. (2, 215) Под такими рецептами Сорокин подразумевает, прежде всего, политические средства. «Даже если завтра весь мир станет демократическим, всё равно войны и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными и неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы». (2, 216) То же самое относиться и к образованию. Сорокин отмечает, что с ростом цивилизации число учебных заведений, процент грамотных и количество научных открытий лишь увеличивалось. Однако войн не становилось меньше. Напротив, в XX веке они достигли самого высокого уровня за все предшествующие 25 веков. То же можно сказать и о религии: даже если всех обратить в веру, то лишь единицы изменят своё поведение в сторону большей альтруистичности. (2, 215-216)

2. «Бескорыстная, созидательная любовь, о которой мы знаем всё ещё очень мало, потенциально является огромной энергией – настоящей тайной великой и завораживающей – при условии, что мы знаем, как производить её в изобилии, как аккумулировать и как использовать». (2, 217)