Смекни!
smekni.com

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина (стр. 6 из 6)

Для своего исследования он впервые в социологии провёл количественный анализ социометрических характеристик известных христианских святых и современных «носителей энергии любви» (простых американцев). Для изучения проблемы собирались исторические и личные свидетельства и экспериментально проверялись гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы, нескольких группах взаимно антагонистичных индивидов. Результаты исследования позволили сделать выводы, что альтруистическая любовь имеет целительную, умиротворяющую, гармонизирующую и облагораживающую силу, которая увеличивает здоровье и долголетие индивидов, институтов и обществ, и потому спасение человечества состоит в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством творческой любви. (1, 339-340)

Однако доказательность великих прозрений российско-американского учёного, одного из крупнейших мыслителей XX в., пока ещё очевидна для немногих – тех, кто смог познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач обществоведов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина в России. Это важно не столько для того, чтобы заполнить пробелы в мировоззрении учёных, сколько - и это самое главное – для того, чтобы новые поколения, силы позитивной поляризации могли взять на вооружение его разностороннее учение, предвидение главных тенденций нашего времени. (8, 13)

Необходимо отметить, что работы Питирима Сорокина, запрещённые в своё время советским правительством, приобретают всё больший интерес в нашей стране и постепенно возвращаются на родину, а имя учёного занимает достойное место среди имён классиков социологии. Так, 4 февраля 1999г. в Москве начал работу симпозиум, посвящённый 110-летию со дня рождения учёного Питирима Сорокина. В нём приняли участие более 700 учёных, специалистов, аспирантов, студентов из 14 стран, в частности, из США помимо его сына Сергея Сорокина приехали видные учёные-социологи Э. Тирикьян – профессор Дьюкского университета, любимый ученик Сорокина; Б. Джонстон – профессор, декан факультета социологии Иллинойского университета, американский биограф Сорокина; Г. Браун – профессор университета Северная Каролина и др. (6, 138)

Тирикьян ярко и убедительно показал значение его предвидений. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого, - подчеркнул Тирикьян, - он хотел, чтобы социология сыграла конструктивную роль в перестройке российского общества в этот переходный период на основе того, что он сам знал и испытал на себе… Чтение трудов Сорокина сегодня является как бы стимулом для нашего восприятия, потому что так много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния». (6, 139)

Академик Российской Академии наук Ю.В. Яковец в своём сообщении также подчеркнул непреходящую ценность идей и прозрений великого учёного, и в частности, он не обошёл вниманием и создание Сорокиным основ новой этики, базирующейся на творческом альтруизме. (6, 139)

Идеи производства, накопления и распределения любви индивидами, группами, институтами, всей культурой – как у современников Сорокина, так и в наше время – вызывают иронические усмешки, многим теория альтруизма кажется утопичной. И, тем не менее, приведённые Сорокиным убедительные свидетельства существования энергии любви, заставляют пересмотреть многие стереотипы мышления современного человечества.

Для меня, теория альтруизма стала настоящим открытием и ещё больше утвердила гуманистическую направленность решения любого вопроса, научила относиться к людям с большим терпением, уважением и пониманием.


Библиографический список.

1. П. А. Сорокин «Главные тенденции нашего времени», Москва, «Наука», 1997г.;

2. П. А. Сорокин «Долгий путь», Сыктывкар, 1991;

3. П. Сорокин «Общедоступный учебник социологии», Москва, «Наука», 1994г.;

4. П. Сорокин «О русской общественной мысли», Санкт-Петербург, «Алетейя», 2000г.;

5. Я. У. Астафьев «Экономика любви: формирование гендерных стереотипов»// Социологические исследования, 2002г., №11;

6. В. М. Бондаренко «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения»// Социологические исследования, 1999г., №7;

7. Б. В. Джонстон «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования, 1999г., №6;

8. Ю. В. Яковец «Великие прозрения Питирима Сорокина»//Социологические исследования, 1999г., №6.