План.
Введение.
Биография.
1. Современная любовь глазами русско-американского социолога.
2. Сущность теории альтруизма:
2.1 Альтруизм, как новая область исследования;
2.2 Многообразие творческой любви;
2.3 Энергия неэгоистической любви, её производство, накопление и распределение;
2.4. Методы альтруистической трансформации;
3. Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.
Заключение.
Библиографический список.
Введение.
Что такое любовь? Этим вопросом задавались философы, поэты, прозаики, художники, театральные деятели и, наконец, люди не творческих профессий.
В своей книге «О русской общественной мысли» П. А. Сорокин не раз акцентирует наше внимание на том, что тема эта не нова и рассматривалась, наверное, всеми художниками русского слова. Одним из них, без сомнения, является Ф. М. Достоевский. Анализируя одно из самых гениальных произведений писателя «Преступление и наказание», Сорокин приходит к выводу: «Убийство кого бы то ни было, даже ростовщика и грабителя, во имя какой бы то ни было идеи и цели, вплоть до самой высокой, не дозволено; ни на йоту не увеличивает счастья человечества, ни на атом не уменьшает море человеческого горя и нужды, ни на шаг не приближает к лучшей жизни – таков вывод из романа. На пути насилия и вражды нет спасения. Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасёт и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений». (4, 147) Сорокин обращает наше внимание на призывы писателя: «Смирись, гордый человек!» Оставь свой ложный путь, обратись на путь великой любви и любовного единения, иначе погибнешь!». (4, 148)
Ещё один великий классик русской литературы – Л. Н. Толстой, рассуждает о любви так: «для того, чтобы наверное быть счастливым, надо только одно: люби, люби всех – и добрых и злых. Люби не переставая, и не переставая будешь счастлив». (4, 161)
Но не только писатели обращали свой взор к теме любви. Интересовались ею и социологи. Так, например, Я. У. Астафьев анализирует формы любви, существовавшие на протяжении всей человеческой истории. Отношения между мужчиной и женщиной он описывает с позиций экономической антропологии, и здесь он выделяет следующие типы: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления.
Военная экономика. В архаических обществах выделялась военная свита вождя. Любовь воспринималась, как нечто не достойное воина. Женщина с точки зрения военных могла служить лишь продолжением рода. (5, 128)
Экономика богатства. В средние века большое распространение получила так называемая «куртуазная любовь», где объектами поклонения были наиболее знатные аристократки, а воздыхатели, напротив, бедные рыцари. «Куртуазность» была не чем иным, как узаконенной неверностью. (5, 129)
Буржуазная экономика. Здесь любая женщина являлась товаром. Соответственно, расцвет капитализма в Европе совпал с расцветом публичных домов и проституции. (5, 131)
Экономика потребления. Взаимодействуя с партнёром, человек с необходимостью потребляет его. Это может вызвать конфликты, непонимание и отторжение. Поэтому в современной культуре существенную роль начинают играть взаимодействия со своим «другим я», т. е. гомосексуализм, лесбийская любовь и т. д. (5, 132)
Итак, актуальность данной темы на лицо. Мой интерес к изучению этого вопроса обусловлен, прежде всего, тем, что ранее я уже была знакома с некоторыми социологическими взглядами Питирима Сорокина, и они мне показались достаточно доказательными и реальными. Теория альтруистической любви, в этом плане, не стала для меня исключением.
Несмотря на то, что термин «альтруизм» был введён О. Контом (как противоположный по смыслу термину "эгоизм"), наиболее полно и глубоко раскрыл тему любви и альтруизма человек, посвятивший рассмотрению этого вопроса последние годы своей научной жизни, создатель Гарвардского исследовательского центра креативного альтруизма, один из самых выдающихся учёных мировой социологии – Питирим Александрович Сорокин.
Биография.
СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 21 января 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. В десятилетнем возрасте вместе с братом Василием покинул свой дом и в течение многих лет зарабатывал на жизнь ремеслом, скитаясь по сёлам Коми края. Вскоре поступил в школу «второй ступени» в селе Гам, которую закончил в возрасте 14 лет, после чего поступил в Хреновскую учительскую семинарию Костромской губернии. Но за революционную деятельность был арестован и исключён из семинарии. Осенью 1907г. уехал в Санкт-Петербург, а осенью 1909г., после окончания Черняевских курсов, поступил в Психоневрологический институт. Из-за нежелания «быть призванным в царскую армию» (2, 58) перешёл из частного института в государственный Санкт-Петербургский университет и в 1910г. поступил на юридический факультет. Будучи студентом третьего курса, Сорокин публикует свою работу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913).
Октябрь-ноябрь 1916г. – успешно сдал экзамены на степень магистра, но диссертацию защитил лишь 22 апреля 1922г. из-за начавшейся революции. Вскоре Сорокин был избран членом исполкома и делегатом в комиссию по выработке закона о выборах в Учредительное Собрание. А в июле 1917г. стал секретарём премьер-министра Керенского.
2 января 1918г. – арестован большевиками и отправлен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. После освобождения, П. А. Сорокин не закончил с революционной деятельностью, и длительное время скрывался в лесах Устюга, Вологды и Архангельска, подготавливая почву для свержения власти большевиков. Когда такой изнуряющий образ жизни ему изрядно надоел, Сорокин сдался ЧК и вновь оказался в тюрьме. Был приговорён к смертной казни, но приказом Ленина перевезён в Москву и вскоре отпущен. После этого Питирим Александрович вернулся в Петроград, где вновь занялся преподавательской деятельностью и одновременно восстановлением рукописи «Система социологии». В 1920г. публикует оба тома.
23 сентября 1922г. Сорокин покинул пределы России в числе прочих профессоров и научных деятелей, и переехал в США. Сначала он читал лекции в университетах Висконсина и Иллинойса, а затем 6 лет трудился в университете штата Минесота. За это время издал труды: «Отрывки из русского дневника» (1924), «Социология революций» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928). Весной 1929г. получил приглашение из Гарварда прочитать свои лекции, а в сентябре получил предложение возглавить кафедру социологии Гарвардского университета, руководителем которой являлся 12 лет.
1937г. – были опубликованы первые 3 тома книги «Социальная и культурная динамика», а в 1941г. – последний четвёртый том.
В период с 1940-1950гг. публикует работы: «Человек и общество в условиях бедствий» (1942), «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943), «Россия и Соединённые Штаты» (1944), «Общество, культура и личность: их структура и динамика», «Система общей социологии» (1947).
В январе 1955 в возрасте 66 лет ушёл на пенсию, но продолжал свою работу в Гарвардском исследовательском центре по креативному альтруизму. Уже, будучи на пенсии, Сорокин опубликовал книги: «Причуды и недостатки современной социологии» (1956) и «Власть и нравственность» (1959), а также принимал активное участие в Международных социологических конгрессах в Нюнберге и Мехико, ездил со своими лекциями по США и другим странам. (2)
11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался.
Питирим Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чьё имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером и другими мэтрами социологии.
1. Современная любовь глазами русско-американского социолога.
Свои взгляды о том, что же представляет собой любовь «в наше время», Сорокин выразил в статье «Современная любовь». Он обращает наше внимание на то, что его задачей не является восхваление или критика каких-либо явлений любви, а просто желание показать существующие формы любви такими, какие они есть на самом деле. Начинает свою статью Сорокин с постановки проблемы. Он показывает читателю парадоксальные противоречия двух существующих в настоящее время форм любви: с одной стороны, никогда любовь не была столь возвышенной и идеалистичной, как теперь. С ростом цивилизации развивались и эстетические чувства человека, оно постепенно очищалось от своих биологических корней. Любовь перестала быть простым удовлетворением биологических потребностей, а стала не столько единством тел, сколько единством душ. Но, в то же время, имеет место и совершенно противоположное явление, которое автор статьи называет термином «ресторанная любовь». Этот термин он употребляет для обозначения всех тех половых отношений между мужчиной и женщиной, которые преследуют не задачи «единения душ», симпатии, дружбы, «чистой возвышенной любви», а именно целью простое единение тел, за плату или бесплатно, все те бесчисленные связи, где индивид для индивида важен, прежде всего, как «самец» или «самка». (3, 256) «Пройдитесь по кафе, по ресторанам, - пишет Сорокин, - и вы увидите достаточное число таких «ищущих» того и другого пола, платных и бесплатных. Войдите в большие залы, в театральные фойе – и здесь при достаточном опыте не мало увидим лиц, занимающихся тем же. А сколько таких же «искателей» ежеминутно встречаются вам на улицах и на тротуарах, в трамваях и в парках, в салонах и будуарах!!!» (3, 257) Автор предостерегает нас от мыслей о том, что носителями той и другой любви являются совершенно разные люди. Сплошь и рядом один и тот же человек выступает актёром и той и другой роли: он может восхищаться одной женщиной, может её обожать и боготворить как Мадонну, а через некоторое время этого же человека застаёшь в роли актёра «ресторанной любви», для которого любая женщина предстаёт уже не в роли Мадонны, а в роли «Мессалины», т. е. как самка прежде всего. Итак, проблема поставлена: две противоположные формы любви (эстетическая и «ресторанная») сосуществуют в одно и то же время. Как объяснить этот парадокс? Будут ли они обе развиваться далее или одна поглотит другую? Эти вопросы ставит перед собой Сорокин. Ответы на них оказались просты, но прежде чем познакомить с ними читателей социолог во многом критикует существующее художественное творчество и особенно лирику.