IОбщественные движения
Общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами. К числу наиболее известных общественных движений можно отнести:
1. Аболиционизм (Abolitionism) - общественное движение, добивающееся отмены некоторых законов.
2. Альтернативные движения (Alternative movement) - новые общественные движения, стремящиеся найти решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от традиционных подходов, предлагаемых традиционными организациями: партиями, профсоюзами и др. Для альтернативных движений характерно критическое отношение ко многим явлениям современного общества и недоверие к государственным структурам.
3. Антиклерикализм (Anticlericalis) - общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.
4. Либерализм (Liberalis, касающийся свободы) – общественное движение за установление свобод. Либерализм - общественное движение:
· провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;
· поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;
· поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.
II Политические движения
1. Анархизм (Anarchism, от греч.Anarchia – безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.
2. Клерикализм (от лат.Clericalis – церковный) - общественно-политическое течение:
- стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества; и
- осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций.
3. Консерватизм (Conservatism, от лат.Conservo – сохраняю) - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.
4. Монархизм (Monarchism) - политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.
5. Мондиализм (Mondialism от фр.Mondial - мировой, всемирный) - движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством.Народничество (Narodnik mouvement) - общественно-политическое движение интеллигенции в России в 1870-1890 гг., выступавшее:
· за некапиталистический путь развития России;
· за переход к социализму через использование и трансформацию крестьянской общины с учетом самобытности России.
6. Панславизм (Panslavism от греч.Pan - все + Slavus – славянин) - идейное и социально-политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народов.
7. Пацифизм (Pacifism от лат.Pacificus – миротворческий)- в широком смысле - безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики.Пацифизм - в узком смысле - движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.
8. Сепаратизм (Separatism от лат.Separatio – отделение) - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Сепаратизм - обычно - движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.
III Социальные движения
1. Движение сопротивления - социальное движение, ставящее своей целью:
· во-первых - добиться перемен;
· во-вторых - блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.
2. Нигилизм - в 1860-х гг. - течение русской общественной мысли:
· отрицавшее традиции, устои дворянского общества, крепостничество;
· призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.
3. Лаицизм (Laicism от лат. Laikos – народный) - движение за секуляризацию, основное требование которого заключается в устранении влияния религии в различных сферах общественной жизни.
IV Этические движения
1. Просвещение (Enlightment) - философско-этическое течение, характеризующееся:
· духом эмпиризма и скептицизма;
· стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.
V Националистические движения
1. Сионизм (Zionism от Сион - холм в Иерусалиме)- националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации. Сионизм возник в конце 19 века с целью создания еврейского национального государства в Палестине.
2. Неофашизм (фашизм) – националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.
VIРеформаторские движения
Группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Различают:
· аболиционистские движения за отмену некоторого закона;
· экологические движения за охрану окружающей среды;
· феминистские движения за равноправие женщин и др.
В течение двух последних столетий во многих странах мира произошли революции. При этом большинство революций XX века вдохновлялось идеями социального переустройства общества, основной из которых был марксизм.
Революционное движение – это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе. Понятие революции весьма сложно для определения. Процесс политических перемен, квалифицируемый как революция, предполагает действия массовых социальных движений, способных для достижения своих целей пойти как на применение насилия и захват власти, так и на последующее проведение реформы общества. Разработано множество различных теорий революции. Особенно важна интерпретация Маркса, не только из-за ее научной ценности, которая может быть во многих отношениях оспорена, но и потому, что она в каком-то смысле сформировала реальные революционные процессы, совершившиеся в нынешнем веке.
Поскольку революции явление сложное, то довольно трудно обобщить условия, приводящие к революционным изменениям. Большинство революций происходит в обстоятельствах, когда правительственная власть теряет целостность и становится фрагментарной (например, в результате войны), там, где угнетенные группы получают способность сформировать жизнеспособное массовое движение. Обычно революции являются непреднамеренным следствием каких-либо более частных целей, для достижения которых эти движения первоначально возникли. Постреволюционные режимы нередко становятся авторитарными, вводят цензуру и другие формы контроля. Обычно революции имеют далеко идущие последствия для общества, однако их нелегко отделить от других факторов, воздействующих на последующее развитие данного общества.
Список использованной литературы
1. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия, Диалог, №6/7, 1992;
2. Ле Бон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63;
3. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28
4. Ортега-и-Гассет Х., Восстание масс, "Дегуманизация искусства" и другие работы, Сборник, стр. 40-228, М., Радуга, 1991;
5. Прокопович С., Народ и народовластие, Новое время, №27, 1992, стр. 40;
6. Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого Я, Психологические этюды, стр. 422-480, Минск, Беларусь, 1991;
7. Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон, 1994.
[1] Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон, 1994.
[2] Ортега-и-Гассет Х., Восстание масс, "Дегуманизация искусства" и другие работы, Сборник, стр. 40-228, М., Радуга, 1991;
[3] Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого Я, Психологические этюды, стр. 422-480, Минск, Беларусь, 1991
[4] Ле Бон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63
[5] Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия, Диалог, №6/7, 1992;
[6] Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28