в) конфликт в семье возникает из-за противоречивых требований. Например, мужчина обвиняет жену в нерадивости и неумении воспитывать детей, одновременно критикуя любые попытки ее воспитательного влияния.
Важным аспектом конфликтности семьи является и наличие у партнеров состояния вины.
Вина относительно других членов семьи может достигать большой интенсивности и быть важным фактором травмы. Человек чувствует себя препятствием для окружающих, соответствующей действительности или мысленным виновником неудач. Виноватому кажется, что семья из-за него терпит неудобства. Состояние вины оказывает содействие осуществлению поводов к эмоциональному перенапряжению "оправдательных" поступков против своей воли, или возникает мотивация отхода, то есть домогательство снижаются до минимума, поступки достигают апогея, а вина целиком принимается на себя. Дальнейшее увеличение чувства вины приводит к появлению чувства полной беззащитности.
Но только семья является источником конфликтов. Даже возникая вне ее, конфликт, так или иначе, преломляется через призму семейных отношений. Так, семья может повышать готовность личности к внешним конфликтам, поддерживать, углублять конфликтное влияние или, наоборот, формировать у человека определенные эффективные способы противодействия ему.
1.3 Эмоциональные отношения в семье
Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.
Отношения между супругами выступают главными в системе внутрисемейных отношений. Они создают семью и определяют ее тип. Именно от характера и состояния супружеских взаимоотношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности [9, с.38].
Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий.
1) Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.
2) На второй стадии наступает некоторое охлаждение: образ любимого все реже всплывает в его отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности.
3) На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Теперь уже в отсутствие партнера супруг испытывает своеобразный психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову. При одном только его появлении нежность, любовь не вспыхивает. Теперь для этого необходим стимул: надо, чтобы он делал что-то приятное, доказывающее его любовь, от него требуются теперь ласки, нежные слова, подарки, какие-нибудь услуги. Это стадия привыкания.
4) Если же на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается четвертый период, когда присутствие супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности - во внешности, поведении, привычках - воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок. Человек начинает попадать под влияние отрицательной установки ("преступник").
Каждое слово, жест или поступок супруга воспринимается теперь с недоброжелательных, враждебных позиций, невинная оплошность его рассматривается как умышленное злодеяние. Но как только он - "с глаз долой", равновесие восстанавливается.
5) На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Теперь забыты все приятные слова и поступки, зато явственно выступает и вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую, бесконечную цепочку все отрицательное, совместная жизнь "теряет всякий смысл". Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями.
Влияние семьи огромно. Интересные сравнительные исследования, проведенные в бывшем СССР, а также в США и Дании. Исследователями Д. Кенделем и Г. Лессером выявлено, что демократический тип семьи имеет воспитательное влияние, а также установлено, что, например, в семье с более высоким уровнем демократизации семейных отношений значительно выше успешность детей в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, самостоятельность, бескорыстие, скромность, самокритичность. Дети из таких семей имеют лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет более социальную ценность, чем у детей из семей с низким уровнем демократизации супружеских взаимоотношений [14, с.82].
Исследование Р.М. Капраловой и А.И. Ушатикова показали, что семейные отношения имеют значительное влияние на волевое развитие ребенка в подростковом возрасте. В условиях затяжных конфликтов в семье нравственно-волевая сфера ребенка травмируется. В таких семьях было выявлено всего 13% учеников с положительно направленной и относительно развитой волей. 97% респондентов имели отклонение в направленности и степени волевого развития, в том числе 30% из них имели отрицательно направленную сильную волю и 20% - отрицательно направленную слабую волю [5, с.78].
Исследование детей из благополучных семей показало, что большинство детей имеет положительную волевую направленность.
По результатам, полученным В.А. Горшковым, у 89,4% подростков в семьях с дезорганизованными отношениями зафиксировано чувство страха, отсутствие навыков культуры общения, наблюдается озлобленность, противоречия интересов, в 58,7% респондентов - стыд за родителей.
Анализируя мотивацию обучения, показатели успешности, следует отметить, что 57,6% подростков из этих семей систематически нарушают дисциплину в школе, 63% - второгодники, 91,7% - не проявляют стойкого интереса к обучению и к общественной деятельности [5, с.79].
По данным Л.М. Сазоновой, неблагополучная семья отрицательно влияет не только на познавательную деятельность, но и на языковое развитие ребенка. Установлена также закономерность, соответственно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к супружеской жизни [5, с.81].
И.И. Друкаров указывает, что постоянные конфликты между родителями становятся причиной детской преступности, а согласно данных, до 70-75% малолетних преступников росли в конфликтных семьях.
По данным А.Ю. Тавита, конфликтные взаимоотношения между родителями создают условия для ранних сексуальных связей у детей. Таким образом, патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий.
Американский социолог Э.И. Глюк, например, считает, что там, где в семье здоровая обстановка, шансы на возникновение у ребенка антисоциальных наклонностей можно определить, как 3 к 100. В тех же случаях, где домашние условия неудовлетворительные, шансы поднимаются до 98 к 100 [5, с.82]. Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что семейные отношения - сильный специфический воспитательный фактор и, в то же время, сильное ранимое место в семье.
Глава 2. Основные аспекты отношений членов семьи между собой
2.1 Отношения между супругами – функциональная и дисфункциональная семья
В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с общением в семье необходимо достаточно четко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья и конфликтная (дисфункциональная) семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи - родителей и детей - свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи. Например, это семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, между старшим, средним и младшим поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям [5, с.87].
В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе детей.
По мнению В.Н. Дружинина (2000), большинство психологических исследований посвящено реальной семье, но с точки зрения ее отклонения от нормы, т.е. изучают в основном реальную аномальную семью. Тем не менее, кажущаяся легкость и однозначность определения отклоняющегося поведения от нормального, аномальной (дисфункциональной) семьи от нормально функционирующей, является причиной многих заблуждений и, поспешных категоричных выводов, влияющих в последствии на выбор методов работы с такой семьей [12, с.56].