В ходе социологического опроса было опрошено 30 респондентов, из них 14 человек – люди, уже образовавшие семью, 16 – люди, не состоящие в браке.
38 % опрошенных считают, что межнациональные браки недолговечны, 33% относятся положительно, а 19% респондентов считают, что брак есть брак, каким бы он не был.
На вопрос, в чем вы видите основные проблемы межнациональных браков, 44% опрошенных ответили, что не видят никаких проблем, 37% ответили – в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных, остальные 19% видят проблемы таких браков в противности национальных, религиозных традиций и обычаев. По результатам исследования можно заметить, что некоторые участники опроса, которые выделяют проблемы межнациональных браков, все же готовы осуществить брак с лицом другой национальности, по их мнению, для сплоченной семьи, укрепленной поддержкой со стороны родных и близких, где царит гармония и любовь, решение вышесказанных проблем не составляет особого труда.
Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.
Если рассмотреть межнациональные браки с иностранным партнером, то можно выделить следующие проблемы таких браков: разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах.
Существуют мнения, что межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.
Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в "Своде законов Российской империи" прямо указывалось на то, что "лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами" [7, 367]. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.
Статистика, как известно, знает все. И про межнациональные браки тоже. Исследования показывают, что женщины несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков, нежели мужчины. Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски. Еще статистика утверждает, что в межнациональные браки часто вступают люди более взрослые, чем в однонациональные. Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных. И совершенно четко прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень образования и культуры человека, тем терпимее он относится к межнациональным бракам.
В опросах в социологических сайтах мнения также разделились, можно привести следующие высказывания участников по данной проблеме:
"Прекрасно, когда одна культура ассимилируется с другой. Думаю, такой брак учит человека лучше понимать других, делает его более терпимым к представителям иных национальностей, более богатым духовно. Узнавая лучше другого человека, ты лучше познаешь самого себя. Это сродни изучению иностранных языков: чем лучше ты знаешь чужой язык, тем глубже узнаешь свой собственный".
"Я думаю что люди, состоящие в межнациональных или межконфессиональных браках - это люди, за которыми будущее. Это люди, которые не зацикливаются на границах, обычаях, религиях и на мнении окружающих. Любящие всегда найдут общий язык, создадут свои обычаи и вообще не надо подстраиваться под этот изменчивый мир".
"Не судите так узко! Будьте толерантнее, учитесь видеть в человеке личность, а не цвет кожи или национальность".
"Я б ни за что не смог жениться на представительнице другой расы, а тем более, на приверженке другой веры. Это ведь разные обычаи, традиции и т.п. А по каким традициям должна будет пройти свадьба? А какой веры будет ребенок? А каким именем его назвать? Вот что-нибудь сделаешь, а по их обычаям это плохо, вот и начнется какая-нить кампания против тебя со стороны нерусских родственничков. Я осуждаю такие браки".
"Есть мнение, что люди заключают такие браки в интересах личного счастья, а не сохранения своего этноса, дескать, последнее - вторично. Но разве может состояться это счастье вне кровных интересов своего народа? Расул Гамзатов проповедовал советскую мораль, но и говорил, что нации нет у крыс, лошадей, однако у людей она должна быть! Я глубоко уважаю стремление татар, евреев, узбеков к этнической самобытности, даже - автаркии, и мне одновременно жаль, что русские и украинцы склонны в основной массе толерантно относиться к морали кровосмешения".
"Межнациональные браки - это плохо, т.к. идет размытие наций и гибель языков и национальных культур".
"Любой брак – это уже столкновение разных культур. У одних принято свет выключать вечером, у других принято, чтобы была полная иллюминация. У одних все праздники проходят с родственниками, у других вообще не принято с ними видеться. Теперь представьте, какие сложности возникают, если соединяются люди разных стран и разных национальностей. Пока нет детей, они еще как-то уживаются, но потом начинаются проблемы".
Есть мнения, что негативное отношение к таких видам браков, возникло с националистической рознью, возникшей уже с постсоветских времен.
Выводы по результатам социологического исследования
Межнациональные браки осуществляются уже с древнейших времен, существуют как позитивисты, так и критики таких браков. По проведенному нами исследованию можно сделать выводы о том, что существуют ряд причин, которые характеризуют межнациональные браки с отрицательной стороны: во-первых, несоответствие религиозных взглядов, традиций, обычаев и культур, из-за чего возникают такие разногласия: какую веру будут исповедовать дети, какие ритуальные, религиозные обычаи должны будут соблюдены во время похорон и т.д., во-вторых, могут возникнуть упреки со стороны окружающих, близких, родных, так как при межнациональном браке теряется тот род, который возродили наши предки, происходит слияние генов. Хотя, напротив, некоторые считают, что межнациональные браки преимущественны тем, что дети от таких браков получают такое разнообразие генов и часты случаи рождения вундеркиндов, талантов, более приспособленных к жизни детей, происходит так называемый отбор.По мнению людей, выступающих за межнационльные браки, межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества. Они считают, что семья должна строиться на взаимопонимании и любви, а не на изживших себя предрассудках.