Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
Место образования в системе ценностей молодого поколения
Челябинск – 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии
Глава 2. Образование и занятость молодежи: противоречия взаимодействия
Заключение
Список литературы
Введение
Получение образования является, несомненно, одной из главных задачи ценностей молодого поколения. Соответственно его отсутствие одной из главных проблем, особенно для жителей мегаполисов. В последние годы растет конкурс в вузы. Но этот факт не так легко интерпретировать. Мы не можем утверждать, что молодежь потянулась именно к знаниям. Повышение количества абитуриентов может быть связано, например, с ухудшением уровня образования, облегченностью поступления в вузы или же. что касается юношей, с отсрочкой армии.
Но, к сожалению, в России есть еще одна проблема. Если человек получает определенное профессиональное образование, то не всегда это значит, что он получит достойную работу на рынке труда. Отсюда низкая ценность образования в сфере науки, фабричного производства. Все большую ценность приобретают «офисные» специальности. И как следствие из-за такого потока на подобные специальности именно в этих областях падает уровень обучения в учебных заведениях.
Если раньше молодому поколению не стыдно было получать заводские, фабричные профессии, и тогда образование действительно рассматривалось как ценность, то сейчас молодежь идет получать образование не по своим предпочтениям, а по престижу каких – либо специальностей.
Но с другой стороны с развитием техники, науки, информационных технологий растет количество специальностей, соответственно растет выбор молодого поколения при поступлении в вузы.
Глава 1 Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии
Для того, чтобы понять какое же место молодежь занимает на рынке образовательных услуг учеными используются методы анализа документов, анкетирования, формализованного интервью и экспертного опроса. Тематическая палитра при исследованиях включает целый ряд аспектов: содержательные и структурные изменения рынка образования, «вертикализация» вузов, вторичная занятость субъектов образования, «каналы» и «фильтры» прохождения на рынке образовательных услуг, факторы влияния на мотивацию потребителей, система ценностей и жизненные стратегии молодежи и другое.
При изучении рынка образовательных услуг предметной областью были также тенденции номенклатуры (новые специальности) и форм (платные образовательные услуги, второе высшее образование) образования. Относительно потребителей выборка строилась на двух профессионально-возрастных группах молодежи: тех, кто стоит перед жизненным выбором после окончания средней школы и тех, кто находится в ситуации выбора после получения профессионального образования. Целью подобных исследований является определение состояния, тенденций и новаций в поведении потребителей на рынке образования в контексте специфики жизненномирного пространства молодежи. Основной проблемный посыл, определяющий предметность - неопределенность соответствия образовательной системы и образовательной политики позиционированию образования в жизненномирном пространстве молодежи. При выраженном пользовании платными образовательными услугами до конца не ясно, является ли образовательный ажиотаж конструктом системы или некоторой «внутренней», объективной потребностью субъектов обучения. Поэтому важно выяснять, какое место занимает образование в жизненных стратегиях и жизненных планах молодых людей. Интенция на получение образования очень высока: ближайшей и обязательной задачей его называют 93% горожан и 76% сельской молодежи. Высок и процент пользующихся платными образовательными услугами - 60% и 40% соответственно. Кроме того, проблематизм ситуации усиливается сложившимися стереотипами относительно глубоко укоренившегося прагматизма молодежи, нежелания что-то делать для общества, с одной стороны, и фрустрированности, социальной апатичности - с другой. Молодые люди в этих представлениях в лучшем случае ориентируются на зарабатывание легких денег, игнорируя при этом ценности семьи, государственные интересы, будущее страны и своих детей.
Такие статистические показывают достаточно любопытную картину относительно ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды. Общая характеристика - достаточно высокая степень социального оптимизма, причем в равной степени для молодежи города и села. То есть, вопреки обыденным и журналистским штампам молодежь чувствует себя достаточно уверенно, высоко оценивая собственные стартовые позиции, возможности и перспективы. Даже там, где в ответах сквозят неопределенность, тревожность и нервозность, последние связаны, скорее, с наличием конкурентного фона, лишь усиливающего активность. То есть, высокая степень тревожности и низкая самооценка являются не фрустрирующими, а наоборот, стимулирующими факторами, указывающими на высокую степень достижительности и ответственности за собственную судьбу. То есть, молодежь готова двигаться, конкурировать, выстраивать карьеру. Исследования выявили вполне «взрослый» характер ценностей, отсутствие сугубо молодежной идентичности (как, к примеру, у пенсионеров или врачей). В их самопозиционировании также нет места возрастной «расслабленности», ориентации на гедонизм, досуг, развлечения; молодежь не позиционирует себя как особую социальную группу, за их ответами стоят самостоятельность, ответственность, решительность и предвкушение социального реванша.
Касательно содержания ценностей выявлено абсолютное преобладание прагматических целей и ориентиров: материальный достаток и высокие статусные позиции. Молодежь вполне придерживается традиционных, универсальных социальных ценностей и достаточно патриотична: большинство не хотят уезжать из страны (ситуация двойственная, хотя и с некоторым перевесом в сторону патриотизма как на ценностном уровне, так и в контексте наличных целей), они хотят конкурировать и двигаться, работать и зарабатывать. Данные исследований позволяют отметить выраженную интенцию на поддержание родственных и семейных связей, они также хотят создавать семью и воспитывать детей. Это связано с явной «атомизацией» жизненных практик, замыкания в радиусе первичного («малого») круга. Ориентация на «малый» коммуникативный круг: родителей, друзей, знакомых, «любимого человека» обратно пропорциональна интенции на романтические ценности: служение обществу, «людям», социальную значимость профессии. Молодежь тотально индифферентна к общественной и политической сферам. То есть, выявилось желание молодых людей рассчитывать только на себя и поддержку близких на фоне недоверия или равнодушия к внешнему окружению в лице официальных структур, общества в целом.
Среднесрочные цели (стратегии) молодежи, как и жизненные планы, сугубо реалистичны и интровертивны, то есть личностно и биографически окрашены, касаются только себя и, в крайнем случае, ближайшего окружения. Это подтверждается выраженной ролью межпоколенной трансляции: высокий уровень образования родителей определяет повышенное желание и детей получить хорошее образование; дети родителей с более высоким уровнем образования проявляют более активную жизненную позицию.
Относительно специфики жизненных стратегий, согласно результатам исследований, можно сделать вывод о разрушении традиционной временной перспективы в биографическом планировании молодежи. А именно: на обозримом горизонте (3-5 лет) их жизненных планов нет конкретной профессии и места работы, а есть привлекательная статусная позиция: хорошее образование, хорошее место и хорошая зарплата вообще. Иными словами, планируются не конкретная профессия, место работы или зарплата; планируется некий адаптивный ресурс. Даже потребительские планы молодежи не включают трат на дачи, путешествия и т.п., и на ближайшее время представлены не «целями – целями», а «целями – средствами» (кроме собственного жилья): компьютер и автомобиль как условия и источники адаптации. Поэтому молодежь использует не линейные (все усилия в одну точку), а «веерные» образовательные стратегии, стремясь использовать максимальное количество вариантов в разных областях, «нахватать» субъективно значимый потенциал. Так можно сделать вывод, что образование для молодых людей является превентивным адаптационным поведением без четкого представления о конкретной цели его получения. В некотором смысле образование позиционируется как самоцель, а не как средство и в ряду основных жизненных целей приравнивается молодежью к «успешной карьере» и «материальному достатку». Это, думается, самым непосредственным образом влияет на характер стратегий «отложенного вознаграждения», «принудительной адаптации» и - в конечном итоге - на социокультурную ситуацию в целом.
Глава 2 Образование и занятость молодежи: противоречия взаимодействия
Проблема взаимодействия образования и занятости молодежи может быть представлена в двух основных вопросах: во-первых, на что молодежь может претендовать на рынке труда, получив или не получив желаемое образование, и, во-вторых, на что молодое поколение ориентировано в сфере образования и, как следствие, в сфере занятости.
В России идет процесс старения населения. С 1987 по 1996 год количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на 10%. Пока уровень занятости удерживается за счет работающего старшего поколения. Но уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства, как в количественном, так и в качественном выражении. В современном российском обществе существует ряд противоречий, определяющих именно такую перспективу развития.