Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Социальный институт
Факультет социальной работы и социальной педагогики
Кафедра социальной работы
Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема
Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»
Исполнитель
студентка гр. СР-309
Честнова Алёна Игоревна
Научный руководитель
доцент, кандидат медицинских наук
Деминов Анатолий Григорьевич
Екатеринбург 2009г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
1.2 Развитие наркомания в России
1.3 Наркомания среди подростков
Глава 2. Профилактика наркомании
2.1 Общественность в профилактике наркомании
2.2 Педагогические меры профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список литературы
Введение
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем часто самых лучших представителей общества, мировой наркобизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками.
В настоящее время число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. При этом, сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал о смертельной опасности наркотиков. Очевидно, что это знание в большинстве случаев никого не останавливает.
Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей, как право вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.
Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией – это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения.
Главный вопрос, на который современная наука ищет ответ: что заставляет молодых людей начинать употребление наркотиков? Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Это дело не только специалистов: медиков, психологов. Прежде всего, об этом нужно задуматься всем родителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своих детей от наркотиков и как помочь им, если уберечь уже не удалось.
Можно все время в поисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркотиков на государство, которое “не заботится” о подрастающем поколении, на правоохранительные органы, “которые ничего не могут”. Так чаще всего и делается. Но в этом случае вопрос о том, почему ребенок сделал выбор в пользу наркотиков, остается без ответа.
Наркомания - не болезнь в обычном смысле этого слова. Но и это не обыкновенный порок из числа тех, что присущи здоровым людям.
Наркомания - это тотальное ( то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остается без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает своё личное тело.
Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она как патологическое состояние в значительной степени необратима, и те негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются с ним навсегда. В этом наркомания похожа на увечье: если нога ампутирована, она снова не вырастет, если в результате наркоманских похождений чистота души и семейных отношений потеряны, они не восстановятся. Рубцы в душе заживают куда труднее, чем на коже.
Вдобавок, к большому несчастью для наркоманов, действие наркотиков навсегда "отпечатывается" не только в памяти, но и в организме. И если давно отказавшийся от них человек вновь решит попробовать, ему неизбежно снова придется пройти через все круги наркоманского ада. Поэтому наркологи стараются не говорить о " выздоровевших наркоманах", а предпочитают термин "неактивные наркоманы" ( т.е. не употребляющие наркотики в данный момент).
Знаете, что самое страшное в наркомании?
То, что наркоманы (часто также их родные) слишком поздно понимают, что она не просто " балуются наркотиками", а уже зависят от них. Иногда зависимость развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становиться наркоманом после первой же инъекции "черного" раствора. Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, никто не знает. И никто не должен говорить себе: " Я знаю, что могу попробовать наркотики и ничего страшного не случится".
Что самое ужасное, наркомания шагает по миру все более и более широкими шагами. Если раньше наркотики употребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольно долго,то сейчас наркомания становится массовой, а с распространением огромного количества синтетических наркотиков, которые стали очень доступными и популярными у молодежи, это зло стало покушаться на самую большую ценность человечества – детей и молодых людей.
Глава 1 Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Археологические исследования показали, что люди и в дописьменную эпоху знали и употребляли алкоголь и растения, изменяющие сознание. Скорее всего, первым алкогольным напитком было пиво, виноградное вино появилось только в 4 или 3 веке до новой эры. Первое письменное свидетельство использования алкоголя - рассказ о пьянстве Ноя из Библии.
Уже за 5 тысяч лет до новой эры на Ближнем Востоке в религиозных и медицинских целях использовался "злак радости", вероятнее всего опиумный мак.
Около 2700 года до новой эры в Китае использовали в виде отвара коноплю, как средство от подагры и рассеянности.
На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья растения коки.
В Новом свете во время некоторых ритуальных действий индейцы через трубки вдыхали дым от брошенных в костер табачных листьев, от чего они впадали в полусонное или полубредовое состояние.
В древнегреческом городе Дельфы был воздвигнут необыкновенной красоты храм в честь бога солнца Аполлона. Со всех концов Греции приходили в него люди, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Греки верили, что Аполлон обладает даром предвидения. Свои предсказания бог вкладывал в уста пифии, жрицы-прорицательницы, галлюцинирующей после приема настоя белены.
Норвежские викинги перед сражениями пили специально приготовленный напиток из мухоморов. Благодаря нему, они приходили в неистовую ярость, испытывали прилив сил и не чувствовали боли. Таких воинов называли берсеркеры, то есть бешеные.
Наркотики были известны еще в древности. Наркотико-содержащие растения во все времена жизни человека были его постоянными спутниками. Из литературных источников известно, что еще почти 5 тысяч лет тому назад тропическое растение кока приносило людям радость и облегчение. Индейцы закладывали немного листьев коки и комочек извести за щеку, что утоляло голод и делало менее чувствительным холод высокогорья. Ежедневно употребляя листья коки, индейцы превращались в стариков в возрасте 30-35 лет. Кока была составной частью религиозных обрядов и даже предметом традиционной кухни.
Ее листья, растущие на небольшом кустике, в восприятии инков имели божественное происхождение, в представлениях о “Маме Коке” смешивались элементы веры в божественную матерь и преклонении перед необычайной силой, заключенной в растении. В инкской империи потребление коки было привилегией “детей солнца” как называли себя представители господствовавшего этноса. Индейцы чибча, самой крупной индейской группы Колумбии, применяли ее в ритуальных целях, а индейцы паэс (юго-запад Колумбии) жевали листья коки в минуты отдыха.
Прибывшие на американский континент испанцы довольно быстро поняли, что кока занимает важное место в жизни индейцев. Об этом сообщалось во многих сочинениях, описывавших неизвестные ранее европейцам земли.
Однако непонимание продолжалось недолго, и испанцы довольно скоро во многом разобрались. Поэтому они поощряли производство коки и способствовали ее более широкому потреблению. Ведь это позволяло извлекать большие доходы из повседневного труда индейцев. Сами испанцы также приобщились к коке, а многие совсем пристрастились к «травке» и даже торговали ею. Кока превратилась в один из элементов системы угнетения. На серебряных шахтах в Потоси (Боливия) рынок коки имел годовой оборот в 1 млн. песо 9сегодня его оборот оценивается в 450 кг. золота). важно отметить: продовольственных товаров и одежды – в том же месте и в то же время – продавалось на 400 тыс. песо в год.