23. Статус. Статусный набор
Статус – это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.
Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.
Статусы:
1. Главный – наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
2. Социальный – это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный – это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый – статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.
3. Личный – место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.
4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы – это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов – в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).
Иерархия между группами в рамках одного общества – межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.
25. Ролевой конфликт
1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли.
Психоанализ, эдипов комплекс. 1. Женщина одновременно выполняет 2 роли: жена, мать. 2. Ожидания ребенка существенно отличаются от ожиданий мужа. В процессе развития общества набор ролей кардинально меняется: 1. Меняется содержания ролей; 2. увеличение числа ролей. Этот процесс имеет экономические причины.
29. Культура и общество. Нормативный уровень культуры
Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обществе:
1) Интегративная – благодаря культуре возможна интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействия.
2) Регулятивная – благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Культура упорядочивает и направляет действия людей.
3) Ф-я социализации – приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство определенных порядков. Понятие социальная норма включает в себя 3 основных признака: 1)определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) норма – типовой или эталонный образец действий, которые предписывает отдельному индивиду или группе что надо делать в данной ситуации; 3) основу механизма действия норм составляют экспектации (ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека). Индивид усваивают социальные нормы в процессе социальные взаимодействия с другими людьми, и это усвоение составляет необходимую часть, овладение индивидом различными социальными ролями, различными типами, видами социальных полезных действий.
26. Соц. институты
Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил – эту задачу выполняют в обществе соц.институты:
1. Это определенная группа лиц, призванных к выполнению важных для совместной жизни дел;
2. Совокупность материальных учреждений;
3. Особо важные для общества соц.роли;
4. Совокупность средств деятельности, позволяющая уполномоченным индивидам выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей данной группы общества или регулирование индивидуального поведения.
Соц. институт – это организованная система связей и соц. норм, ктр. объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие осн. потребностям общества. Общественные ценности – разделяемые большинством общества цели и идеи. Общественные процедуры – стандартизированные образцы поведения.
Система соц. связей – переплетение ролей, статусов.
Осн. черты соц.институтов: 1. Набор соц. норм и предписаний, ктр. определяют требуемые обществом типы поведения;
2. Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 3. Соц. институт обладает необходимыми ресурсами, средствами, благодаря ктр нормы и предписания более или менее успешно выполняются.
Структура соц. институтов: 1. Более или менее четко сформулированная цель деятельности; 2. Набор соц. статусов и ролей; 3. Система санкций, при ктр. контролируется поведение индивидов; 4. конкретные частные функции.
Состояние соц. институтов: стабильное
1. Четкие, понятные функции институтов;
2. Преимущество реальных функций институтов;
3. Неизменность функций.
Нестабильное 1. амбивалентность (размытость) функций;
2. Преимущество формальных функций институтов;
3. изменение (перемена) функций. Современное российское общество испытывает системный кризис (т.е. изменяется структура и организация общества). В результате происходит изменение общественных потребностей. Это требует изменения структуры соц. институтов и наделение ранее существовавших соц. институтов новыми функциями.
27. Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.
Типология социальных институтов:
1) институты экономики (направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества на процесс производства и распределения благ и услуг.
2) институты семьи и брака (удовлетворяют потребность в воспроизводстве).
3) политические институты (удовлетворяют потребность в безопасности, в социальном порядке, устанавливает согласие между индивидами, социальными группами и общества в целом)
4) культурные и религиозные институты.
28. Функции и дисфункции социальных институтов
Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.
Явные:
1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;
2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;
3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.
Явные и латентные функции института образования: Цели:
1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)
2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).
3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)
4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)
5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)
Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред – это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.
30. Культурный релятивизм, этноцентризм
Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления
навязать свои «более передовые» нормы, ценности.
Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.