Московский государственный университет
МЭСИ
Тверской филиал МЭСИ
Кафедра гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
По предмету «Социология»
Вариант 1
Работу выполнил:
студент группы 38-МО-11
Аладьев И. Н.
Проверил преподаватель:
Шмелёв В.Ф.
Тверь, 2009
Содержание
1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм?
2. Элементами какого понятия – страны, государства, общества являются следующие явления: международный договор, суд, население, социальный класс, экономика, нравы?
3. Что такое культурные универсалии?
4. Достоинства теории обмена
5. В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? как вы считаете насколько правы пессимисты?
7. В чём различие стратификации и социальной структуры?
8. Что такое религия?
9. Что такое политика, в чём её отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь в них человек удовлетворяет свои потребности?
10. Что является основой гражданского общества? чем отличается гражданское общество и государство?
Литература
1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм?
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.
Государство – это, прежде всего, обособленная система управления. Важное свойство государства – его суверенность. Международный договор можно понимать как соглашение между суверенными системами управления, т.е. это явление является элементом понятия государства.
Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. В этом смысле судебная власть является силой принуждения, гарантом исполнения законности в государстве, поэтому суд является неотъемлемой частью понятия государства.
Понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. В этом смысле нравы являются характерной особенностью культуры населения страны. Например, нравы русского народа. Понятие территория, а соответственно понятие страны, тесно связано с населением проживающим на ней.
Главная черта общества - его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. В этом смысле социальный класс является элементом понятия общества, так как люди объединены в класс производственными, организационными, правовыми отношениями. Экономика также тесно связана с понятием общества. Материальные взаимоотношения создают различные сообщества людей, как, например, показал Карл Маркс.
3. Что такое культурные универсалии?
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культуроантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.
К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клаксон относят следующие элементы общества:
Язык как символику и смысла действия ( знаки и значения)
Ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;
Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.)
Образцы и эталоны поведения.
С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:
правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную структуру воспроизводства;
правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.
«Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» - известная пословица. Получение вознаграждения за старания – привычная схема для современного человека. Как обмен можно рассматривать взаимоотношения полов, трудовые отношения, рынок. Труд меняется на деньги, творческая инициатива на статус. Таким образом, теория обмена используется для описания многих видов деятельности человека.
Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни - единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату. В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два противоположных пути. Один - это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования,- сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. Второй путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим". Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считал, что грядет "новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе подлинное бытие Церкви Христовой"), или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более "естественным" для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободным от власти техники. Нетрудно заметить, что оба подхода достаточно органичны для нашей культуры и реально осуществляются, так же, как все время набирают силу кризисные явления.
Пессимистические взгляды достаточно обоснованы. Кризисные явления в культуре неизбежно нарастают. Болезни, катастрофы, политические катаклизмы, экономические кризисы – стали неотъемлемой частью современного общества. Человеческие ценности (здоровье, семья, творческая реализация) часто подменяются другими понятиями – деньги, жажда наживы, карьеризм, потребительское отношение, что ведёт к негативным последствиям.
6. В соответствии с типологией Уорда Гуденау привести конкретные примеры
Понятия. В молодёжной культуре широко распространены такие слова как «оттянуться», «поймать драйв», «колбасит», которые означают особенности культурного времяпрепровождения молодёжи.
Отношения. У военнослужащего чётко формируется следующие причино -следственные связи. Служба - льготы. Стаж – продвижение по службе, повышение зарплаты, пенсия. У рабочих больше прослеживаются следующие взаимосвязи. Поработал – получил зарплату. Стаж – а зачем мне повышение?