Депрессией наши пожилые соотечественники страдают в несколько раз чаще, чем их сверстники в странах Запада. Парадокс состоит в том, что лишь ничтожно малая часть стариков выражает желание поскорее закончить свой земной путь, остальные имеют совершенно иные планы на будущее.
Одиночество - вот что мучает сегодня людей. Это мощный дестабилизирующий фактор, влияющий на здоровье и на психоэмоциональное состояние. Одиночество - состояние, свойственное подавляющему большинству людей, особенно в пожилом возрасте. В западных странах пожилые люди тоже зачастую страдают от одиночества, коротая свой век в собственных домах или прекрасно обустроенных пансионатах для престарелых. Но они хотя бы готовили себя к такой старости, традиционно дистанцируясь от взрослых детей и внуков. Чего не скажешь о российских стариках, многие из которых свою жизнь не мыслили без семьи, без трудового коллектива, считая себя «существом общественным».
Нельзя не упомянуть еще об одной особенности русской культуры, русского семейного уклада. На Западе опекать взрослых, самостоятельно живущих детей не принято, уход на пенсию обычно воспринимается как время, когда можно «пожить для себя». Российские семейные традиции иные: старшее поколение видит смысл жизни в том, чтобы все свои ресурсы - материальные, физические, духовные - отдавать детям и внукам. Зачастую бабушка, а иногда и дедушка, является основным воспитателем в семье. Бабушка встречает ребенка из школы, потом ведет его в музыкальную школу, в спортивную секцию, делает с ним уроки.
Социальные ресурсы пожилых включают такие факторы, как наличие семьи, друзей, привычного окружения. Важна доступность этих ресурсов при их необходимости; с этими факторами тесно связана психосоциальная деятельность пожилых и старых людей, т. е. эмоциональное благополучие в социальном и культурном контекстах.
Процесс старения населения сопровождается усилением тенденций к ухудшению состояния здоровья пожилых, показатели заболеваемости, инвалидизации и смертности которых остаются высокими. Соответственно, их потребность в амбулаторно-поликлинической помощи и стационарном лечении выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Имеющие тяжелые поражения функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в различных видах технических средств реабилитации, но из-за недостаточного финансирования во многих регионах обеспечить ими удается далеко не всех.
Пожилые люди с неудовлетворительным состоянием здоровья чаще чувствуют себя социально изолированными и нуждаются в постоянной профилактической, лечебной и социальной помощи. Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают около 80% нетрудоспособных пожилых людей, но при этом лишь 4-7% могут оплачивать подобные услуги, а также необходимые лекарства, санаторно-курортное лечение, отдых. В этой связи особое внимание следует обратить на обеспечение большей доступности и улучшение качества медицинской помощи лицам пожилого возраста, укрепление специализированной гериатрической службы, развитие профилактического и реабилитационного направлений в медицинском обслуживании данной категории людей, расширение сети учреждений социального обслуживания (в частности домов-интернатов), а также ориентированных на оказание надомных и полустационарных медико-социальных услуг.
1.2 Проблема трудовой занятости
Еще одна существенная проблема пожилых людей - возможность более активного их включения в трудовую деятельность. Ведь учеными замечено: чем дольше человек работает, тем эффективнее действует его организм. Во многих развитых странах мира люди старше 65 лет энергичны, бодры и работоспособны. Для государства и налогоплательщиков продолжение трудоспособности пожилых - важный способ оздоровления экономики. Кроме того, очень многие пенсионеры, чтобы улучшить свое материальное положение, вынужденные адаптироваться к новым экономическим условиям и несмотря на возраст, стремятся вновь трудоустроиться на посильную для них работу.
Желание и способность многих пожилых людей продолжать работать или заниматься иной социально продуктивной деятельностью в весьма преклонном возрасте требует отказа от прежнего стереотипного представления об этих людях как иждивенцах. К тому же многие люди, достигнув пенсионного возраста, все еще полны сил и энергии и вовсе не хотят сидеть дома. А активный образ жизни заставляет работать и весь организм на привычном накале.
Ученые говорят, что человек развивается всю свою жизнь, как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Во все времена можно отыскать немало примеров блестящего профессионального развития людей, далеко перешагнувших пенсионный рубеж. Если работа по специальности становится не по силам, человек находит себе другое занятие, соответствующее его желаниям и способностям. Люди в возрасте путешествуют, женятся и выходят замуж, воспитывают внуков - словом, живут полноценной жизнью. И, несмотря на то, что этот возраст наиболее уязвим в социальном плане, он прекрасен ...
Человек запрограммирован на 120-140 лет жизни, а биологическое старение сугубо индивидуально. В XVIII веке, например, старели преждевременно, и дожить до 40 лет считалось достижением, не более 4% населения продолжало жить после 60 лет. Жизнь человека в очень большой мере зависит от задач, которые поставили перед ним его собственные интеллектуальные, творческие или семейные интересы. От того, работает он или остался не у дел.
Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития общества, поскольку в результате появляются дополнительные ресурсы, а у пожилых людей – возможность самореализации. Важно, чтобы при разработке управленческих решений за их основу была взята гипотеза, учитывающая мотивацию пожилых людей, связанную с желанием работать и созданием условий для возможного применения их потенциала.
Распространено представление о пожилых людях – как «лишних» в рыночных условиях. Однако не все так однозначно. Очень значительная доля граждан старшего возраста вовлечена в активную трудовую деятельность. В настоящее время из всех российских пенсионеров официально работает почти 20% общего количества пенсионеров. Доля женщин среди работающих пенсионеров выше, чем мужчин – по некоторым данным 70% от общего числа занятых пожилых граждан нашей страны. В частности, одну из самых значимых по численности и квалификации групп женского предпринимательства составляют женщины пенсионного и предпенсионного возраста.
Следует отметить, что возрастная структура занятого населения заметно отличается по регионам-субъектам Российской Федерации. Так, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Республике Северной Осетии-Алании практически каждому четвертому занятому в экономике уже исполнилось 50 лет, а в республике Ингушетии – таких только 8,7%. 60 лет исполнилось 10,3% занятых в экономике Северной Осетии-Алании, более 7% занятых в Усть-Бурятском АО и в Московской области. А в Коми-Пермяцком и Ханты-Мансийском автономных округах таких работников около 15%. Каждый шестой россиянин пенсионного возраста экономически активен.[4]
Многочисленные исследования свидетельствуют, что трудовая активность пожилого населения в России растет. Особенно повышается экономическая активность лиц в возрасте 55-59 лет: вероятнее всего, это связано со стремлением заработать более высокую пенсию.[5] Наибольший уровень трудовой активности характерен для пенсионеров, ушедших на пенсию за выслугу лет. Наименьший – для вышедших на пенсию по потере кормильца и социальных пенсионеров. Поскольку большая часть пенсионеров за выслугу лет – это лица, еще не достигшие пенсионного возраста: большая часть досрочных пенсий предоставляется без учета степени утраты трудоспособности. В целом, более активны на рынке труда – пенсионеры, вышедшие на пенсию досрочно (за исключением инвалидов), и лица, в возрасте первого пенсионного пятилетия.
Реально оценивая свой трудовой ресурс, подавляющее большинство пенсионеров (83,3%) согласны трудиться на любой работе. На вопрос «Какую работу вы готовы выполнять?» наиболее часто повторяются такие варианты ответов: дежурный, лифтер, дворник, работа в сфере мелкой торговли, гардеробщик, репетиторство, юрист-консульт, мелкий ремонт, уборщица.[6] Нетрудно заметить, что большинство названных профессий относятся к числу тех, которые не слишком привлекают молодежь. И, кстати, этот факт, по идее, должен лишь повышать ценность пенсионеров на рынке труда. Легко представить, что произойдет, если в один день уволятся все консьержки, уборщицы, гардеробщики, лифтеры и т.д.
Основной причиной, заставляющей пенсионеров продолжать трудовую деятельность, нетрудно догадаться, остается недостаточная материальная обеспеченность. В проведенном в 2002 г. опросе жителей г.Владимира специалистами Института социально-политических проблем народонаселения РАН ставился вопрос: «Почему Вы работаете?» Требовалось указать не более 3-х причин. Были получены следующие ответы (в % к числу ответивших): «боязнь одиночества» – 1,3%, «увеличение трудового стажа» – 3,7%, «чтобы заработать деньги» – 16,7%, «потребность трудиться» – 3,7 %, «чтобы реализовать свои знания и умения» – 1,3%, «желание быть в коллективе» – 6,7%, «недостаточное пенсионное обеспечение» – 17,3%, «другие причины» – 1,7%. Выявлено, что более 3% пожилых граждан хотели бы создать свое дело, собственный бизнес. Анализ показал, что до 8% пожилых людей, в зависимости от характеристики и возраста, делали реальные попытки включиться в рыночные отношения.[7] Хотя, как свидетельствуют опросы (в частности, тех же жителей г. Владимира), наибольшее число пожилых предпочли бы все же работать по специальности, которую они уже имеют. Это показывает, что старики оценивают свои трудовые навыки сохранившимися. Однако в связи с системным кризисом экономики и технической революцией, «устаревший» трудовой опыт зачастую мешает пенсионерам найти себе работу. Требуется не только умение использовать старые знания, но и способность учиться и применять новые навыки.