Смекни!
smekni.com

Основные социально-педагогические институты и факторы развития личности (стр. 3 из 5)

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый — подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации. Очень условно можно говорить о нескольких типах семей.

Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько “формировать” личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся лепить личность (иногда это делается целенаправленно, в большинстве случаев — стихийно). Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, даже беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

Выше говорилось о семьях, так или иначе занимающихся воспитанием. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях — родственникам, чаще — на попечение государства, порой просто выгнать из дому, а то и убить нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи как социального института, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве.

Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках — с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на соотношение названных выше стилей, определяют доминирование одних и меру распространенности других.

Религиозныеорганизации. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим — после семьи — институтом. В процессе секуляризации, то есть освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

В последние два десятилетия влияние всех конфессий на подрастающие поколения стало возрастать. Особенно значительный рост отмечен за последние пять лет, что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе.

Зарегистрированы 5500 новых религиозных организаций, верующим возвращены почти 4 тысячи культовых сооружений, отведено более тысячи участков для строительства новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов. В России, Туркмении, в других регионах возникли политические партии, в основе которых лежит религиозная идеология. Наконец, что очень важно, церковь возобновила деятельность милосердия.

Главное же то, что резко изменилось социально-психологическая ситуация в обществе.

В молодежной среде процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Увеличилось число юных верующих, резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и особенно исламского толка среди своих последователей имеют немало молодых людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует относительно много подростков. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.

Все эти тенденции в целом положительные и могут внести свой вклад в нравственное оздоровление общества.

Впрочем, всплеск интереса к религии вряд ли станет массовым в среде детей, подростков,. юношей. Не исключено также, что у многих их них этот интерес может оказаться временным. И пожалуй, самое существенное — сегодня не все конфессии в состоянии оказывать эффективное воспитательное влияние. Так, православная церковь сможет делать это лишь в том случае и тогда, если и когда ей удастся возродить в новых условиях традиционную приходскую жизнь и сделать приходы центрами своей воспитательной и милосердной деятельности.

Общество сверстников. В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом — от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.

Общество сверстников — во многом модель взрослого общества — отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали — единой или двойной, а то и тройной,— которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

Как уже упоминалось, подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.

И речь идет не столько о различиях в сексуальном поведении (на чем нередко “зацикливаются” взрослые), сколько об отношениях к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д. И, надо заметить, что эти нормы вполне реализуются ими, к примеру, в школьной жизни. Всплеск фарцовки, торговля шпаргалками и даже плата за новый анекдот — свидетельство тому, к сожалению, печальное.

Сегодня подростки и юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность — важнейшие задачи в этих возрастах.

Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской и подростково-юношеской субкультур..

Их важнейшим элементом можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято. Этому и служат жаргонные слова и выражения. В то же время жаргон — своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.

Другой элемент субкультуры — следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.

Субкультура — это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.

Для субкультуры современных подростков и юношей характерны две тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она явно дифференцируется по регионам и в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.

Основа общества сверстников — неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так:: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.

И все-таки чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.