Дадаизм просуществовал недолго. Он возник почти одновременно в 1915-1916 годах в Нью-Йорке и Цюрихе. Центром деятельности дадаистов было Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где поэты, художники и писатели-единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка.
Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественно истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения для того, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Так, выставка дадаистов в Нью-Йорке в 1917 г. сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки, танцами в мешка. Призыв дадаистов гласил: «Уничтожение логики, танец импотентов - творение есть дада, уничтожение будущего - есть дада». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, желание эпатировать благонравных буржуа.
Дадаизм пытался сломать устоявшиеся представления об искусстве, его видахи жанрах, иронизировал над тиражированием достижений мировой культуры. Он делал ставку в художественном творчестве на случайные процессы, психическийавтоматизм действий, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм пытался сломать границы между жизнью и искусством,теоретически обосновывал и пытался практически осуществить введение в художественную культуру ready-made. Ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства.
Следует сказать, что дадаизм как самостоятельное течение довольно быстро прекратил свое существование. Он выдохся уже к 1922 г.
В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра.
Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в которых вместо людей фигурируют манекены и статуи.
Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям.
Движение Дада и метафизическая живопись с ихкультом иррационального сыграли важную роль в подготовке почвы для возникшего в 1920-е годы сюрреализма.
На почве дадаизма и сначала только как течение литературное возниксюрреализм. Он оформился во Франции в 1920-е годы. Его инициаторами были молодыефранцузские писатели, поэты и художники А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто и другие. Само слово сюрреализм можно перевести как надреализм или сверхреализм. У Шопенгауэра, с его неверием в прогресс и человеческий разум, сюрреалисты нашли теоретическое обоснование своей идеи о сочетании вхудожественной практике элементовдействительности и алогичной фантастики. Они призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики.
Зародившись в среде литераторов сюрреализм получил наибольшее распространение в живописи.
Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п. Образ возникает из сближения удаленных друг от друга реальностей.
Сюрреалисты провозгласили главной своей задачей «революцию умов». Их целью было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали специальную технику живописи для воспроизведения движений подсознания. Произведения сюрреалистов представляют чуждый человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров.
Сюрреалисты строят произведения на предельном обострении приемовалогичности,парадоксальности, неожиданности, соединении несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма.
В 1930-е годы в среде сюрреалистов появился художник, который воплотил в своем творчестве кульминацию этого направления. Имя этого художника Сальватор Дали. Он был художником огромного дарования, исключительной гибкости,манеры, позволявшей ему копировать и подражать великим мастерам. Он был создателем больших полотен и массы рисунков, автором кинофильмов и либретто балетов, а также книг о самом себе. Ранние вещи Дали были очень многословны. Алогичность сюрреализма хорошо видна в названии его картины «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».
В 1940 - 1950-е годы сюрреалисты имели наивысший успех. Исследователи объясняют это тем, что публика, уставшая от абстрактного искусства, устремлялась к картинам, на которых «что-то все-таки изображено». В 1960-е годы сюрреализм стал уступать свои позиции новымнаправлениям авангардизма.
Мы видели, что в первой половине нынешнего столетия выделилось несколько центров модернистского искусства. Однако политические события 1930-х годов, утверждение в ряде стран Европы тоталитарных режимов изменили ситуацию. Центр авангардного искусства перемещаются в Америку. Здесь открываются первые музеимодернистского искусства: в 1937 г. в Нью-Йорке - музей беспредметной живописи, а в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Следует отметить, что во время второй мировой войны и после нее в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
В 1940-х годах в Нью-Йорке возникло новое направление авангардного искусства - абстрактный экспрессионизм.
Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живописи жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение.
Другие представители этого направления стремились придать абстрактным образам безмятежность и загадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными или экспрессивными, но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и запечатлеть творческие силы подсознания.
В 1950-е годы во Франции возникло направление под названием artinformel. Французское слово informel обозначает бесформенный. Художники этого направления были заняты поиском новых путей создания образов, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (кубисты, экспрессионисты). Их целью было открытие нового художественного языка в результате отказа от геометрических и фигуративных форм. Формы и методы возникали в процессе импровизации.
Творчество представителей Artinformel крайне разнообразно, их объединяет свободный живописный мазок и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США, Artinformel является очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной, так абстрактной ориентации.
Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и других странах Европы, особенно в Испании, Италии и Германии.
Следующее направление авангардизма, о котором пойдет речь, - это кинетическоеискусство. Этот термин используется для обозначения произведений,заключающих в себе реальное или видимое движение. Впервые идея подобного творчества была сформулирована в 1920-х годах, но своего последовательного развития она достигла лишь в 1950-1960-е годы.
Под кинетическим искусством подразумеваются «изобретения» с разного рода гудящими, вращающимися и прочими механизмами, композиции с магнитами и т.п. Оно может быть простым (как, например, движимые воздушными потоками мобили) или более сложными (приводимые в движение мотором скульптуры).
Термин применяется также по отношению к произведениям, в которых иллюзия движения создается с помощью световых эффектов.
Кинетическое искусство использует возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, создаваемых средствами кинематографа,телевидения, видео, лазерными лучами, неоновым и электрическим освещением. Зачастую зритель может быть соавтором и соучастником произведения, если îí запускает конструкцию в ход, что-то перекладывает или даже входит внутрь произведения.
Еще в начале 30-х годов американец Колдер создал мобили, конструкции, приводимые в движение атмосферными явлениями.
В 1960-е годы наиболее известнымкинетиком был швейцарец Жан Тингели - создатель саморазрушающихся машин, сочетавший процесс разрушения со световых эффектами. Он создал также множество съедобных и музыкальных механизмов.
Кинетическое искусство получило довольно широкое развитие и использовалось для эстетизации общественных интерьеров.
В авангардном искусстве 1960-х годов ведущим направлением стал концептуализм, в котором стоящая за произведением идея (концепт) îêàýûâàåòñÿ важнее технического совершенства исполнения.
Концепция может передаваться различными способами, в том числе с помощьютекстов, карт, видеофильмов, фотографий и перфомансов, а произведение можетдемонстрироваться в галерее или быть созданным специально для определеннойместности.