Концептуальное искусство рассматривает художественное произведение какспособ демонстрации понятий. Оно манипулирует с объектами не по правилам художественной логики,поэтики, а согласно принципам функционализма, сопоставляя их таким образом, чтобы нагляднее представить концепт - понятие, идею илиобщее представление.
Образ художника как создателя в первую очередь идей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения, делает конечный результат творения несущественным.
Одно из направлений концептуализма - ArtePovera. Оно возникло в Италии иразвивало идею концепции, используя банальные материалы и мусор.
В 1960-1970-е годы преимущественно в живописи и скульптуре США возникло и развивалось такое направление авангарда, как минимализм. Как видно уже названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности. Оно чисто абстрактно, объективно, лишено внешней декоративности или экспрессивно жеста.
Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры.
Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флуоресцентные трубки. Они создают различные геометрические структуры, зачастую большими сериями.
Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистским приемам, зато рассчитана на тактильное (осязательное)восприятие зрителем. Минимализмможно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.
В 1950-е годы в искусстве США и Великобритании возникло течение, получившее название поп-арт. Оно вдохновлялось образцами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства ïîñëóæили источником его образного мира.
Американцам были чужды господствовавшие в Европе теории, призывавшие к уходу от разумного осознания действительности. Это объясняется тем, что в СШАбольшое распространение имели идеи прагматизма, согласно которым пропагандировалась «вера в возможности достижения желаемых результатов», что легло в основу американского образа жизни.
Поп-арт возник первоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм «новым реализмом», а затем распространился на другие сферы культуры.
Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон - определил его содержание следующимисловами: «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес». Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей.
Повторяя экстравагантныеприемы дадаизма, представители поп-арта использовали в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части автомашин) и их механические копии (фотографии, муляжи, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), возводя в ранг искусстваслучайное их сочетание.
В 1960-е годы возникло направление абстрактного искусства, получившееназваниеоп-арт.Оп-арт (сокращение от английского OptikalArt - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения.
Произведения оп-арта строятся на различных визуальных эффектах, оптических иллюзиях, когда посредством тщательного подбора цвета и формы удается создать на плоскости впечатление удаления и приближения планов, динамики абстрактного пространства. В качестве материала могут быть использованы также специально сконструированные источники света, наборы оптических стекол, зеркала, металлическиепластины. Нередко эти сооружения демонстрируются в движении.
Подводя итог, следует сказать, что в настоящее время в искусстве происходят перемены с далеко идущими последствиями. Анализируя их, крупнейший испанский философ Ортега-и-Гассет обращает особое внимание на следующее:
- тенденция к дегуманизации;
- тенденция избегать живых форм;
- стремление к тому, чтобы произведения искусства было лишь произведением искусства;
- стремление понимать искусство как игру и только;
- тяготение к глубокой иронии;
- тенденция избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство;
- тенденция избегать трансцендентации, т.е. не выходить за пределы опыта и познания.
Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
2. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.
3. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
4. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.
6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
8. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
9. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. - К., 1986.
10. Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.