Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 4 из 8)

5. Разъясните мысль С. А. Муромцева о том, что неплодотворно изучать право «из самого себя».

Он предложил рассматривать право как социальное явление, так как право составляет группу явлений общественной жизни. Оно должно в тесной связи с другими сторонами общественной жизни. Право изучаться есть не совокупность юридических норм, а совокупность юридических отношений, отражающих определенные социальные явления. Необходимо изучать законы определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право.

6. Австрийский ученый-правовед Е. Эрлих применял в своих работах термин «живое право», а российские исследователи С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский и др. говорили о соотношении писаного права и правоприменения. Созвучны ли данные понятия? Или в каждом случае в них вкладывается различный смысл?

Е. Эрлих представлял право в двойном порядке – один порядок содержит нормы, которые вырабатываются при решении споров в суде, другой – нормы, по которым осуществляется повседневная человеческая деятельность. Фактически целое право общества – те нормы, которые содержат оба этих порядка. Первые - нормы-решения, вторые – нормы организационные. При взаимодействии их возникает «живое право», которое господствует в реальной общественной жизни. Оно выкристаллизовывается в общественной жизни и становится настоящим правовым регулятором общественных отношений.

С.А. Муромцев предложил рассматривать право как социальное явление, а не изучать его «само из себя». Право составляет группу явлений общественной жизни, и представляет собой совокупность юридических отношений, а не юридических норм. Правоведение должно изучать законы определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право.

Б.А. Кистяковский отмечал, что право как социальное явление не может сводиться к совокупности норм, значение которых можно было бы рассматривать безотносительно к их влиянию на жизнь. Писаное право состоит из общих, абстрактных, безличных и схематичных постановлений, а правовая жизнь отличается единичностью, конкретностью, индивидуальностью, непрерывным движением.

Взгляды Е. Эрлиха, С.А. Муромцева, Б.А. Кистяковского в общем сведены к одному положению – что право необходимо рассматривать в тесной связи общественной жизни общества.

7. О каких грехах законодателей говорил Г. Спенсер?

В своей работе «Грехи законодателей», (1884г.), Г. Спенсер указывал, что главная причина принятия некачественных законов состоит в том, что законодатели представляют общество «куском теста», из которого можно лепить все что угодно по своему усмотрению, преследуя, как им кажется, благие для него цели и используя в качестве инструмента законы. Появление неправильных законов, их бездейственность, разрушительно влияет на общественный организм. Г. Спенсер ставил вопрос о профессиональной подготовке законодателей, которым нужны навыки и знания по социальным наукам, социологии, а так же знания о закономерностях общества, которые сформулированы и накоплены наукой.

8. Выделите юридико-социологические положения в работах Дж. С. Милля.

Дж. С. Милль выделил три важных фактора, необходимых для установления правопорядка в обществе:

1) система воспитания, которая, воспитывает в человеке способность подчинять свои личные побуждения;

2) существование в обществе основных принципов, которые не затрагиваются, не смотря ни на что, какие бы перемены не происходили кругом. Такой фундамент воспитывает в человеке чувство верности к существующему социальному объединению или государству;

3) принцип связи между членами общества – как взаимная солидарность между теми, кто живет в одних и тех же естественных или исторических границах, под одним и тем же управлением.

9. Какой смысл вкладывал П.А. Сорокин в выражение: «Дрессирующая роль права»?

П. А. Сорокин полагал, что социальная роль права заключается в «дрессировке» индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных моделей поведения. Награды и наказания – разновидность желательных и нежелательных последствий совершаемых человеком действий. Индивид всегда представляет возможные последствия своих поступков, это заставляет его совершать действия или воздерживаться от них. При неоднократном повторении воздержания, оно само станет привычкой и не нужно будет ни какого закона и кары, чтобы это воздержание продолжало существовать, рекомендуемое поведение станет привычной нормой.

Тема 5. Общество, личность и право

1. Каково соотношение понятий «природа» и «общество», «природное» и «социальное»?

«Природа» – все сущее во Вселенной, совокупность естественных условий и особенностей.

«Общество» – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной индентичностью ее членов.

«Природное» – существующее, естественное. «Социальное» – значит, связанное с жизнью и отношениями людей в обществе, можно применять как синоним – общественное.

Общество существует неразрывно с природой, оно является естественным и неотделимым, со своими особенностями.

2. С каким из следующих определений общества Вы согласны? Аргументируйте свою позицию: а) это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий; б) это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях; в) это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности; г) это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Укажите, кому и какие из этих определений принадлежат: К. Марксу, Э. Дюркгейму, М. Веберу, Т. Парсонсу?

а) М. Веберу; б) Т. Парсонсу; в) считаю, что более всего подходит к определению общества, предлагаемое Э. Дюркгеймом; г) К. Марксу.

3.Что такое социальные действия, связи, взаимодействия и отношения?

По Дж. Хомансу социальные действия – это процесс обмена, при котором его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты.

Социальные связи – совокупность отношений, в которые вступают между собой группы и общности людей в условиях их жизнедеятельности.

Социальные взаимодействия – взаимная заинтересованность сторон, ответ действием на действие.

Социальные отношения – это регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия индивидов, выполняющих социальную роль, это связь социальных статусов, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда.

Таким образом, можно расположить по возрастанию – действие, взаимодействие, отношения, связь. Это различные социальные явления, закрепляемые в серию явлений, связанных между собой причинными зависимостями, которую можно назвать социальным развитием, при накоплении положительных качеств и изменений. Например, мужчина хочет заняться бизнесом, рассказывает о своих планах другу, предлагая организовать фирму (действие); они начинают регулярно встречаться и обсуждать предстоящее дело (взаимодействие); между ними возникают деловые отношения (отношения); вскоре друзья создают фирму (связь).

4. Сопоставьте смысл понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». В чем их сходство и различия?

Социальная структура представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. В основе развития такой структуры лежит общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Социальная стратификация – совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.

Это как бы иная версия социальной структуры, но статусы расположены не горизонтально, а вертикально, соединяясь в новые группы – страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг друга по признаку неравенства.

Общность этих понятий – элементы, неоднородные по составу, самостоятельные, с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. Однако, при стратификации, эти элементы скрепляет признак неравенства.

5. Какие из перечисленных здесь терминов Вам кажутся предпочтительными для анализа современной структуры российского общества: общественный класс, страта, социальная группа? Если Вы считаете, что все они приемлемы для анализа, то обоснуйте возможность их применения.

В современном обществе на глазах у нас изменяется престиж этих признаков. В принципе, применимы все три понятия.

Стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака – богатство, власть, престиж). Пример ярко выраженной стратификации – уголовный мир. В комментариях не нуждается.

Не так давно бывший губернатор Новгородской области Борис Немцов ввел в обиход понятие – олигарх. Сейчас оно накрепко закрепилось везде: в печати, на телевидении и даже в обывательских разговорах. Так вот, олигархи – это довольно ограниченная социальная группа современного российского общества.

Общественный класс – класс, включающий в себя немалую часть общества, большую группу людей. В современном обществе существует деление на классы: класс крестьян – сельхозпроизводителей, класс предпринимателей, рабочих, служащих и другие. Наблюдается явное различие в их социальном, экономическом положении, политической активности.