Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 7 из 16)

Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают "разделяемые значения", т.е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью остроумных экспериментов. Гарфинкель считал, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения.

Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу – вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа – элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление (поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. По Питеру Блау, межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен – это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена, чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация – пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Юрген Хабермас - представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса – теория коммуникативного действия. Коммуникация – это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир – это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир – продукт коммуникативного действия человека. Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основными компонентами рационализации являются: 1. нормативные (опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей). 2. Экспрессивные (вызванные непосредственной реакцией человека). 3. Ценностные (опирающиеся на существующие жизненные ценности людей). Уровни рационализации: нормативный, диалектический, риторический. Социальную эволюцию Хабермас понимал как развитие познавательных способностей, развитие рационализации. Он различал 5 стадий эволюции общества: мифопоэтическая (первобытные люди); космологическая (стремление объяснить происхождение мира); религиозная (Бог – объект познания мира); метафизическая или философская (познание мира мышлением); современная. Результаты рационализации осуществляются в виде идеальных типов социального действия. Типы социального действия: 1) стратегическое (главное –цель); 2) нормативное (главное –норма поведения); 3) драматургическое (игра, создание имиджа); 4) коммуникативное (свободное соглашение участников для достижения положительных результатов). Хабермас считал, что человек живет в трех языковых мирах – объективном (внешнем), социальном (созданным взаимодействием) и субъективном (внутреннем мире человека). Каждое действие человека должно быть понято с учетом этих компонентов. Эти положения Хабермас использует для объяснения сущности научного знания.

Теория постиндустриального общества Дениела Белла. Одной из важных вех в истории современной социологии является теория постиндустриального общества. Ее автор - французский социолог Дениел Белл («Приход постиндустриального общества»). Для объяснения различных эпох он использует понятие осевых принципов анализа общественной жизни. Для каждого исторического этапа есть свой осевой принцип. Осевым принципом современной культуры является стремление человека к самореализации. Осевой принцип современной политики – соучастие человека в принятии политических решений. Для экономики постиндустриального общества характерен переход от производства товаров к производству услуг. Поэтому более важным для человека становится не труд, а досуг. Важнейшей характеристикой общества Белл считает изменение социальных структур. В этом изменении большая роль принадлежит интеллектуалам. Главный осевой принцип стратификации (разделение по иерархии) - это собственность и знание (знание более значимо). Белл использовал понятие успеха для характеристики нового социального класса, который называется меритократия («меритос» – успех, «кратос» – власть) - власть тех, кто добился успеха в жизни. Для современного общества важна ориентация на будущее, в котором значимой является проблема технологии, в том числе интеллектуальной технологии. Белл уделяет внимание бюрократии: бюрократия проникает во все уголки социально-культурной и экономической жизни общества, даже наука бюрократизируется. Значение постиндустриального общества по Беллу определяется: 1. Увеличением роли науки, ценности знания в обществе; 2. Технологизацией всех сторон общественной жизни; 3. Расширением роли и значения интеллектуалов. Главная проблема постиндустриального общества - конфликт между стремлением к успеху и статусом знания, который определяет положение человека в обществе. Основной институт общества, по Беллу, – университет. В современном обществе возникает конфликт между культурой и экономико-технократическими факторами.

Социологическое учение Н. Лумана. Теория Никласа Лумана (1927–1998), является функционалистской доктриной, изучающей проблемы ценностно-нормативной интеграции. С точки зрения Лумана, современное общество не имеет ценностно-нормативной основы, не имея прочной основы, оно не нуждается в оценках с позиции таких идеалов, как «моральная интеграция», «солидарность». Эти понятия слишком размыты и чрезмерно конкретны, для объяснения сложного взаимозависимого и высокодифференцированного общества с характерными для него автономными комплексными самореферентными социальными системами, между которыми нет общности на уровне элементов. Предполагается, что ценностно-нормативный консенсус высшего порядка (охватывающий общество в целом) больше не является возможным вследствие высокой комплексности общества, однако не отрицается важность и необходимость различных форм консенсуса на локальных уровнях и в повседневных ситуациях. Исследование «современных альтернатив нормативной интеграции» составляет одну из основных целей Лумана. Рассматривая различные виды социальных систем, он разграничивает системы взаимодействия, организации и социетальные системы. Это разграничение соответствует ключевым направлениям современной социологии - теориям межличностного взаимодействия, теориям организаций и теориям общества. Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга. Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Системой более высокого порядка социетального типа является мировое общество. Особый вид социальных систем представляют организации, существующие во множестве областей социальной жизни, и находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия. «Организованными» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату), несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Организации способны осуществлять генерализацию мотивов и создавать поведенческие и ценностно-нормативные особенности, необходимые в различных функциональных сферах общества.

Социологическое учение Э. Гидденса. Энтони Гидденс (р. 1938) – английский социолог, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории. Разработал собственную концепцию структурации, в работах «Новые правила социологического метода» (1976), «Конструирование общества» (1984). В работе «Последствия современности» (1990), он критикует постмодернизм, разрабатывая в качества альтернативы идею рефлективности в эпоху модерна и характеризуя «высокий модерн» как об определенную стадию развития общества. Классовые отношения для Э. Гидденса – это базис для формирования групп, «структурирующая основа» для определения групповой принадлежности. Используя термин «классовое осознание», он подчеркивает субъективные моменты социальных отношений, утверждает, что знание конституирует социальные отношения. Фундаментальной характеристикой общества «модерна», является присущая модерну рефлексивность (самосознание). Отмечается значение языка, который в определенном смысле конституирует, т.е. порождает повседневную деятельность. В условиях «модерна» социально-научное знание является достоянием агентов (участников социального действия). Э. Гидденс считает, что социальные институты являются объективными образованиями, возникающими из взаимодействия агентов. Социология может быть определена как наука о социальных институтах, возникших за последние 150-200 лет, то есть об институтах общества «модерна». Основным понятием теории структурации является понятие социального агента. Агент действия может быть описан как стратификационная модель. Эта модель включает в себя три стратификационных уровня: мотивации, действия, рационализации. Уровень мотивации действия относится к тем осознанным и неосознанным желаниям, которые побуждают агента к действию. Под рационализацией действия Э. Гидденс представляет способность понимать основания своей деятельности. Рационализация действия обозначает взаимное согласие участников взаимодействия относительно взаимной компетенции. Рефлексивный мониторинг действия – это отслеживание индивидом своих собственных действий, действий других людей, а также условий действия. Существуют три компонента теории структурации: структуры, системы, структурации. Структура – это совокупность правил и отношений, определяющих свойства социальных систем. Дуальность структуры состоит в том, что эти правила являются одновременно и результатом, и условием действия индивидов. Субъект действия одновременно и создает правила, и воспроизводит правила, которые являются условием их воспроизводства. Взаимоотношения субъекта и системы могут быть объяснены в терминах причинных связей или «причинных петель». Субъекты действия, действуя намеренно, производят ряд следствий, которые они не способны себе представлять. Эти непредвиденные последствия посредством обратной связи становятся условиями следующего действия индивида, вызывающею очередные непредвиденные последствия. Отсюда, автономия системы, то есть гомеостатическое системное воспроизводство. Теория структурации направлена на преодоление указанного дуализма структуры.

В 80–90-е годы в западной социологии возник новый подход — постмодернистский, отвергавший функционализм и марксизм под предлогом того, что эти теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж. Лиотар).