Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.
1. Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
2. Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман).
3. Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
4. Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители – неофрейдисты Э. Фромм и Д. Рисмен, фрейдомарксисты Г. Маркузе и Ф. Райх.
5. Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.
2.6 Российская социология 19-20 вв
Социология в России развивалась с сер. XIX в., но к 20-м гг. ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.
К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.
Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, и методы исследования, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е.В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д.И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм. Основной представитель – Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую.
К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н.М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т.п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.
Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.
В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.
Выдающимся русским социологом был Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), автор работ «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека, «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. П. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Он выделяет идеациональную стадию развития общества, в которой преобладают процессы духовного, религиозного сознания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, сочетание рационального и чувственного начал; чувственную стадию с доминированием чувственного переживания. В истории происходит чередование основных типов культуры. Если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя, и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Сорокина интересовала проблема роли социологии в переустройстве общества. Он ввел в социологию новые понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, страта, статус, проводники, актор и т.д.
С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А.К. Гастев), социологии искусства (Е.Н. Анциферов) и т.д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика. Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. Из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И.В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию — за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология". Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, Т.И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась — в интересах коммунистической партии — тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.