Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» - группа «Сплин», «Заколебал ты» - группа «Дискотека Авария»), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые они и ориентируются.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление - ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.
В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
Развитие мировой культуры выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.
Каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его нельзя было не понять, а именно точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она не достигает цели.
Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены.
Важнейшее условие хорошей речи логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.
Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны.
Не для всякого общественного положения, не для всякого места подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, также как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно. Соблюдение уместности предполагает знание стилей литературного языка.
Чистота речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.
Требования правильности речи относится не только к лексике - оно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.
Всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.
Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Значит необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной.[4]
Общение в большом городе имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что городской человек не принадлежит полностью только одной социальной группе, а частично входит во множество социальных групп. Характеризуя эту особенность, М. Янович ввел термин "сообщество с ограниченной ответственностью". Опираясь на анализ местной прессы, Янович обнаружил наличие регулярных объединений жителей в рамках территорий совместного проживания, связанных друг с другом, существенно увеличивающих интенсивность социальных контактов в сообществе. Отсюда вытекает еще одна особенность общения в большом городе - огромная роль СМИ, включая Интернет.[2]
Т. Саттлс выделяет три типа городских сообществ: предполагающие общение "лицом к лицу", близких соседей; "оборонительные соседства" - соседи, объединенные защитой среды обитания и "сообщества с ограниченной ответственностью".[8]
Несколько иной подход к анализу специфики городского общения предлагает сторонник концепции социальных сетей Клод Фишер, определяющий сети через связи родства и близкой дружбы; контакты коллег и людей, объединенных сообществом. По его мнению, выбор горожанина относительно того, в какие ассоциации входить, свободен лишь до определенной степени, так как социально обусловлен набором социальных связей и близких контактов его семьи. Очень важной особенностью городской жизни, формирующей взаимодействие индивидов, является наличие в городе разнообразных суб- и контркультур. По словам Фишера, город - "мозаика социальных миров".
Полемизируя с классическими урбанистическими теориями, согласно которым урбанизм как таковой вызывает повышенное количество психологических расстройств, сокращение социального участия и упадок традиционных ценностей, Фишер предлагает альтернативное объяснение: поведение, считающееся девиантным в господствующей культуре, в альтернативной субкультуре может оказаться вполне приемлемым.
Исследование Фишера, проведенное в 50 северных калифорнийских сообществах, показало, что горожане более толерантны к нетрадиционным формам поведения. Именно поэтому в городах, выше доля психически нездоровых людей и людей с отклоняющимся поведением. Вместе с тем прямой связи между количеством жителей города и распространенностью социальных аномалий и психических расстройств зафиксировано не было.[8]
Согласно концепции Л. Вирта, город оказывается нечеловечным и негуманным вследствие доминирования вторичных групп над первичными группами. Результатом этого являются семейные разрывы, алкоголизм, преступность. Г. Гэнс указывает, что не городская среда сама по себе, а факторы, связанные с демографическими характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом, образовательным уровнем способствуют обострению социальных и психологических проблем в городах. В этой связи Клод Фишер подчеркивает субкультурный аспект городской жизни: не городская жизнь как таковая является источником отклонений, она скорее дает возможность для устройства в нем представителей многих субкультур, а это в свою очередь "портит" картину благополучия в городах.
В соответствии с социопространственным подходом, концентрация людей и ресурсов, воздействие на крупнейшие метрополисы всемирных процессов, в том числе иммиграции вызывают многие социальные проблемы. Из этого вытекает еще одна особенность городской жизни - ее ускоренный ритм. Разговор с одной и той же целью может быть для селян главным образом "общением ради общения" и для горожан - "общением ради цели".
Общение между соседями в большом городе приобретает свои особенности. Альберт Хантер определил соседство как уникально сцепленные звенья социально-пространственной организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и рутина повседневной жизни. К.Фишер при анализе городских сетей обнаружил, что чем более интенсивную жизнь ведет горожанин, чем больше контактирует с окружающими, тем меньше он контактирует с соседями. Последователями Фишера было выявлено, что рабочие более сильно заинтересованы в соседях, чем представители среднего класса.[7]
Трансформации, происходящие в российском обществе, обусловили возникновения специфических форм социального взаимодействия в городе. Совместные исследования санкт-петербургских и финских социологов (Е.Н. Порецкиной, Т. Юркинен-Паккасвиста) выявили тенденцию к интенсификации соседских и родственных контактов в целях самообеспечения и взаимопомощи. Такие контакты представляют собой способ компенсации негативных черт экономических и социальных преобразований.[9]
Таким образом, можно заключить, что городской образ жизни - результат взаимодействия социальных факторов и пространственной организации, и эти факторы оказывают существенное влияние на формы городского общения.
4. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города
К средствам массовой коммуникации относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.[2]Современный город – это, прежде всего, активное деловое, творческое и культурное общение горожан. Какую роль в современной городской коммуникации играют местные газеты и журналы, радио и телевидение, интернет? Как они способствуют формированию современной городской культуры?
Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор сегодня предоставлена жителям всех городов и уже не является диковинкой.
Миллионы людей каждый день используют Интернет для различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта, которая приобрела особо важное значение и для граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить.