Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты характеристики благотворительной деятельности как социокультурного феномена
1.1 Сущность и содержание благотворительной деятельности
1.2 Основные тенденции развития благотворительной деятельности в РФ
Глава 2 Технологии благотворительной деятельности в Алтайском крае
2.1 Технологии благотворительности на уровне муниципальных образований
2.2 Основные технологии благотворительности в деятельности общественных благотворительных организаций
2.3 Благотворительность коммерческих организаций Алтайского края
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования
Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально – экономической и культурных сферах. К ним, в частности можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы. В силу этого, требует особого осмысления такого российского феномена российского общества как благотворительность.
С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В России вообще и в Алтайском крае в частности, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.
Возрождение в Российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена – его основных форм, технологий и перспектив развития.
Все это обуславливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.
Цель исследования: выявить основные технологии развития благотворительности в Алтайском крае.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
1. Проанализировать основные подходы к анализу благотворительности в Алтайском крае.
2. Выявить основные направления благотворительности.
3. Охарактеризовать основные технологии благотворительности в Алтайском крае.
Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском обществе
Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности в регионе (на примере Алтайского края).
Гипотезы исследования:
1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны основных характеристик благотворительности, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.
2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно – историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным общественным состоянием.
3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского общества, так и те, которые формируются и развиваются на уровне региона.
4. На уровне региона в настоящее время благотворительность развита, в первую очередь в форме добровольческого движения, причем проявляющегося в форме одноразовых акций.
Методы исследования:
-анализ научной литературы и Интернет – источников;
-вторичный анализ социологических данных.
Теоретико – методологическую основу исследования составляют:
- теория социкультурной динамики;
-концепция жизненных сил человека, его индивидуальной социальной субъектности;
В научной литературе, за исключением работ Антонович[1] отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами.
Имеющуюся в нашем использовании литературу можно, с достаточной степенью условности разделить по отраслевому признаку: монографические работы, учебная литература и публицистическая литература.
Глава 1. Теоретические аспекты характеристики благотворительной деятельности как социокультурного феномена
1.1 Сущность и содержание благотворительной деятельности
В научной литературе существует несколько подходов к анализу феномена благотворительной деятельности.
Философский поход к содержанию благотворительности подчеркивает такие важные аспекты как любовь к людям, милосердие и определяет феномен благотворительности как состояние человеческой души и стремление делать добро.
Этический подход к анализу данного феномена подчеркивает связь благотворительности с общечеловеческими ценностями.
И, наконец, социологический подход рассматривает благотворительность как целенаправленную общественную деятельность.
В рамках данного подхода мы и будем характеризовать феномен благотворительности в современном обществе.
Благотворительность образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей [1, с. 28].
Процесс возрождения благотворительности - ответная реакция общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только обнищанием сравнительно большой части населения, но и ослаблением потенциала государства.
В свое время государство значительно сузило свои функции в регулировании и развитии социальной сферы, государственная система патронажа заметно ослабла. Благотворительность возрождается как реакция общества на вызов времени.
Таким образом, можно обозначить наличие объективных предпосылок формирования благотворительности.
Учеными И.М. Модель и Б.С. Модель была осуществлена попытка рассмотреть институт благотворительности как один из элементов гражданского общества, и в доказательство этому были приведены некоторые аргументы.
По их мнению, деятельность социальных институтов,, как указано в «Российской социологической энциклопедии», определяется рядом признаков: во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие тины поведения, что составляет формально-правовую основу деятельности того или иного института; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществления социального контроля.
Первая позиция, позволяющая отнести благотворительные общественные объединения к категории социальных институтов, это наличие у них уставов. Устав - основной документ, лицо организации.
В обосновании второй позиции приводятся следующие аргументы: благотворительные общественные объединения как «типичные представители» некоммерческих общественных объединений граждан интегрировались в социальную структуру общества. Так как эти организации некоммерческие, то их назначение - помогать и государству, и обществу, быть посредником между государством и обществом, между бизнесом и нуждающимися гражданами, организациями, объединениями.
В последнее десятилетие федеральными властями принят ряд законов, регламентирующих деятельность организаций и объединений этого сектора общества, что позволяет «третьему сектору» узаконить формально-правовую основу его деятельности.
Благотворительные общественные объединения располагают некоторыми условиями и средствами для реализации своей деятельности: получают определенные социальные заказы от властей (с соответствующим финансированием), пользуются льготами при аренде помещений, получают организационную и информационную помощь со стороны государственных и муниципальных структур, им разрешена и коммерческая деятельность.
Благотворительность характеризуется наличием цели деятельности, соответствующими функциями и принципами, набором статусов и ролей, обеспечивающих успех деятельности объединения.
Все цели, в которых может осуществляться благотворительная деятельность, четко перечислены в пункте 2.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
· социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, 1швалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
· подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
· оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
· содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
· содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
· содействие защите материнства, детства и отцовства;
· содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
· содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;