В учении о праве и государстве Томас Гоббс отбросил теории божественного устройства общества и защищал теорию общественного договора. В его трудах содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственное усмотрению. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по обочинам дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Особенность учения Гоббса в том, что необходимой гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля. Права государственной власти у Гоббса совместимы с интересами классов, которые провели в середине XVII в. в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса имелись зародыши материалистического понимания общественных явлений. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он установил конституционную монархию, что открыло возможность крупной буржуазии к реальной власти, к управлению государством. Это был классовый компромисс буржуазии и дворянства. Политико-правовые итоги переворота 1688 г., вошедшего в историю как славная революция, нашли теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632 - 1704 гг.). Политические концепции естественного права и общественного договора, образование государства нашли изложение в "Двух трактатах о правлении". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в государственном состоянии. Естественное состояние - состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными, никто не имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объяснялась как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной собственности. Собственность - нечто неразрывно связанное с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает его своей собственностью.
В естественном состоянии, рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречит естественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка.
Политическое учение Джона Локка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политической мысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джеферсоном Т. другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказала также теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивали Монтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славу основателя буржуазного либерализма, исследователя гарантий естественных прав, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека.
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса. Просветительство как идейное движение, закономерная ступень в развитии буржуазной социально - политической мысли. Тогда же в Европе проявляется политический радикализм, содержащий коренные решительные действия и крайние взгляды. Его представители - Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении выступает Шарль Луи Монтескье (1689 - 1775 гг.). Свои общественно - политические воззрения он изложил в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян". Но главный его труд - книга "О духе законов". Монтескье был убежден, что ход исторического развития определялся не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Они-то делятся на две группы: физические и моральные. Физические определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и т.п. Так, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах обыкновенно царит деспотизм. На севере же, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущая роль среди физических причин принадлежит географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее с развитием цивилизации, это принципы: политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал Монтескье, есть право делать все, что дозволено законами.
В трудах Монтескье дается острая критика абсолютистских порядков при Людовике ХIV, делается попытка вскрыть происхождение государства, объяснить природу законов и на той естественной основе составить проект общественных реформ. Монтескье проводит мысль о закономерном развитии всех явлений, законы, суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и все, что существует, имеет свои законы. Закономерность господствует и в сфере общественных отношений. Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Однако он всегда разоблачал феодализм и провозглашал принципы политической свободы, рассматривая возникновение государства и права исторически, вскрывая закономерности общественной и политической жизни. Естественно, нет абсолютно целесообразного, разумного государственного устройства, религии, законов, нравов, а все зависит от условий жизни народа. И под условиями жизни народа Монтескье понимал географические условия. Однако, законы не могут быть следствием объективных общественных отношений, а устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народа, определяемый географическими условиями его жизни.
Конечное же, учение Монтескье о законах имеет социально - политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея о закономерностях в человеческой истории - основная идея "О духе законов" - прогрессивная. В противоположность Гоббсу для Монтескье естественное состояние людей - это мир и равенство между ними. Ему чужд взгляд на государство как историческую категорию. Рациональной государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон, ее принципом служит честь, а носителем принципа монархии - дворянство. Деспотия в отличие от монархии - единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе, держится на страхе и считается им неправильной формой государства. Республика же - государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия), а движущими принципами выступает политическая добродетель, то есть любовь к отечеству. Установление республиканского строя еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо везде провести разделение властей. Развивая учение Джона Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п., выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеи Монтескье оказали влияние на дальнейшее развитие политической мысли во Франции и других странах Европы.