Политические учения французского Просветительства стали идейным оружием Великой Французской революции 1789 г. Вместе с тем они содействовали возникновению и развитию прогрессивных и социально - экономических идей в странах Европы и других регионов. Один из выдающихся французских просветителей, демократ, идеолог мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712 - 1773 г.) в трудах "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей" и др. излагает более радикальный характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословные отношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Жан Жак Руссо идеализирует первобытный строй, отрицая учение Томаса Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит "война всех против всех". Оперируя наличием различных политических учений французского Просветительства, Жан Жак Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" все люди равны и не знают над собой порабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде "Общественный договор" Жан Жак Руссо развивает мысль о создании государства вследствие соглашения между людьми и признавал за народом право на государственную власть, в противоположность Гоббсу, который в теории общественного договора оправдывал абсолютистское монархическое государство, обеспечивающее буржуазно - демократические права. Огромное преимущество Жан Жака Руссо и состоит в отстаивании буржуазно - демократических прав и свобод. При своей относительной прогрессивности политические взгляды Руссо идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Влияние Руссо на современников, особенно в период буржуазных революций, затмило влияние Вольтера и Монтескье. Якобинцы использовали учение Руссо о законе как выражение общей воли, о неограниченном суверенитете народа для обоснования революционной диктатуры. Идеи Жан Жака Руссо находили законодательное воплощение и закрепление в Декларации прав человека и гражданина.