Подобно М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту "женщину, которая не выбирает своего покупателя", но и не опровергает мысли, что проституткой может быть и та, "которая его выбирает, но уже в другом роде .., с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он определяет как "торговлю чувственных наслаждений для других"[17].
В определение "проституция" по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: "женщина, которая открыто и не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка".., т.е. "в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а также то, "проституирует она с ведома администрации или нет"[18].
Еще один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: - тайность проституции. Он писал: "проститутка это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения"[19].
Если все предыдущие авторы признавали, что проституция в то время была необходимым элементом социального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе "Проституция и ее регламентация" заявляет о том, что это "совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни, но в паталогических уклонениях от нормы", а проститутка "есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая"[20]. Таким образом, здесь налицо приоритет продажности над другими признаками, причем из этого понятия выпадают женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а также всякая свободная-тайная или явная одиночка". В противовес этому определению он вместе с тем говорит, что проститутка - это "высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага".
В своих работах А. Бляшко называл проституцией такие формы внебрачных половых сношений, при которых мотивом сношений для определенной части женщин является не личная привязанность и не чувственный инстинкт, а исключительно заработок[21].
А.Х. Сабинин называл проституцией "всякую половую связь, при которой одна сторона совершенно не заботится о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение полового влечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее во внимание могущих произойти при этом последствий". Если при этом имеет место денежная плата, то это и есть проституция в узком смысле слова, но в тех случаях когда этого нет, она таковой не является"[22]. Таким образом, у него на первый план выступает принцип продажности как основной.
Одним из исследователей, который долгое время изучал проституцию и считал принцип продажности главенствующим признаком в определении проституции, был В.М.Тарновский. В работе "Проституция и аболицианизм" он касается определения этого вопроса. По его словам "проституция" "само по себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается купля-продажа полового акта, она всегда одинаково унижает человеческое достоинство женщины"[23]. Х.М. Чарыхов вводил в понятие проституции новые элементы. Во-первых, он отмечает, что явление это характерно только для человеческого рода; во-вторых, то, что основной причиной, толкающей на этот путь женщину, называют материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем самым другие виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто городское явление. Он писал: "Проституция это позорный факт истории человечества; который немым упреком станет перед грядущим поколением, как факт жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная дочь городов. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется как промысел, имеет своею целью материально-экономический субстрат - деньги. Поэтому проституция, как известный способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование, становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества[24].
Приведенные выше определения страдают одним общим недостатком: они не включают в себя мужскую и детскую проституцию во всех ее проявлениях. Только одно найденное нами определение, которое охватило эти формы проституции, было сделано В.Ф. Дерюжинским. Он говорил о том, что под проституцией "в широком смысле разумеются вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут также и так называемые противоестественные отношения, как-то: мужеложество и скотоложество, а также детская форма". В более узком смысле под проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярной профессии, - "постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет предающихся ему женщин в особую общественную группу"[25].
Другое характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своей работе "История проституции". По его мнению, "проституция - есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип"[26].
Таким образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение страдает некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, не профессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда "случайную проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин, занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированная проституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, а также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки. Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, в качестве приданного.
Таким образом, рассмотренные нами определения категории "проституция" в общественной и научной мысли XIX - начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как промысла, с другой - как преступления; то есть авторы определений рассматривали категорию "проституция" с точки зрения правового понимания социальной природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.
«Древнейшей» эту профессию называют потому, что социальное зло, которое она собой являет, существует среди людей с доисторических времен. Уже древние римляне определяли проституцию как отдачу за деньги собственного тела всякому желающему для удовлетворения его полового инстинкта, а проститутками (публичными женщинами) - женщин, занимающихся торговлей своим телом, как промыслом.
Аналогично толкует явление и дореволюционная "Большая энциклопедия": "Проституция, профессиональное участие в половом акте со всякими желающими, ради денег". Своеобразна трактовка термина в Советском энциклопедическом словаре (СЭС): "Проституция (от лат. prostituo - позорно, бесчещу), социальное явление, возникшее в классово антагонистическом обществе (еще в III - II вв. до н.э.) и органически ему присущее, продажа своего тела (главным образом, женщинами) с целью добыть средства к существованию.
Эти, а также иные определения позволяют понимать проституцию в самом широком смысле слова как любые социальные отношения, независимо от пола, практикуемые из корыстных интересов. Те же, для кого это занятие становится основным источником дохода, представляют собой профессиональную проституцию. Речь идет прежде всего о публичных женщинах, к категории которых относятся, во-первых, обитательницы домов терпимости; во-вторых, одиночки, торгующие своим телом на тех же началах и в тех же видах; в третьих, женщины бесприютные или бродячие, продающиеся на всяком месте, во всякое время и по самым низким ценам, иногда просто за кусок хлеба.
Это - проститутки, публично посвятившие себя древнейшей профессии. За ними следуют промышляющие сексуальным ремеслом тайно - самый огромный и разнообразный класс проституток. К нему относится всякая женщина, отдающаяся для половых сношений мужчине с преследованием корыстных целей. Гражданская проституция представляет собой громаду, в которой официальная проституция является крохотной частицей. Гражданская - состоит из женщин всех званий, состояний, общественного положения и возрастов. Она подлежит лишь ограниченному наблюдению и по весьма понятным причинам, не поддаются точному учету.
Как уже отмечалось, различают проституток - одиночек и живущих в публичных домах - домах терпимости (maison de tolerance) - под которыми подразумеваются квартиры, открываемые с разрешения полиции, содержательницы которых по требованию посетителей доставляют им поднадзорных проституток. Кроме того, существуют: