Древний правитель Египта Хеопс воздвиг свою колоссальную пирамиду на средства, добытые его дочерью проституцией.
У евреев, до окончания издания таблиц законов, каждый отец мог продать свою дочь на срок, который оговаривался в контракте, девушка при этом ничего не получала. Несмотря на запрещения Торы, проституция продолжала существовать еще долгое время.
2) Греция. Здесь проституция также была распространена с древности. В Афинах напротив статуи Афродиты был построен ее храм, в котором проходили праздники, больше похожие на массовое занятие проституцией. Заработанные деньги шли в пользу храма. Здесь существовал обычай посвящать Афродите нескольких девушек для умилостивления. Праздненства в честь бога Адониса напоминали оргии. Гетеры большую часть своего заработка отдавали храму. Надо отметить, что гетеры в Греции почитались особо. Замужняя женщина – изначально затворница. Ее предназначение – рожать детей. Измены жен не допускались и сурово преследовались. Гетеры же были свободны и образованны, умели петь, танцевать, музицировать. Древние поэты воспевали красоту этих женщин. Любовная связь с гетерой и посещение публичного дома считались нормой. Этот круг привлекал намного больше, чем добропорядочные гречанки. Многие гетеры были действительно яркими личностями, вдохновляли поэтов и драматургов, поэтому история сохранила имена многих из них.
Уже позднее гетера потеряла свой изначальный статус и стала равна проститутке, которая вынуждена торговать собой из-за бедности.
Прочное распространение религиозной проституции привело к тому, что в Греции была узаконена и гражданская проституция. Именно там она явилась статьей дохода в государстве. В Афинах был построен первый публичный дом, служивший для удовольствий афинской молодежи и для ограждения покоя и посягательств на честь порядочных гречанок. «Рабыни» покупались государством и содержались за его счет. Плата была доступна всем слоям населения. Древнегреческие публичные дома назывались диктериадами. К какому бы разряду они не принадлежали, пользовались полной неприкосновенностью. Более того, каждый клиент находился «под защитой общественного гостеприимства». Никто не мог туда проникнуть с целью насилия или поругания.
В Греции существовала иерархия проституток. Наибольший интерес в культурно - историческом плане представляет проституция эстетическая или просвещенная. Девушки этого круга ценились как искусные певицы, музыкантши, танцовщицы. Им было позволено заниматься своим ремеслом совершенно свободно. Это было аристократическое ядро проституции. Они постоянно находились в обществе мудрецов, поэтов, драматургов, учились у них философии и другим наукам.
Но существовали и официальные категории проституток. На них накладывались определенные запреты, например, выезд на постоянное место жительства в другую страну.
Значение проституции в Греции было настолько велико, что она породила особую литературу. Со многими произведениями и мы имеем возможность ознакомиться.
3) Италия. Проституция носила культовый религиозный характер. Один из самых древних и известных храмов – храм Венеры. Возле него собирались женщины в поисках поклонников.
Культ бога Мутинуса есть не что иное как древнейшая форма проституции в Риме. Надо отметить, что в латинском языке существует масса синонимов, обозначающих проституток различных категорий. Этот факт подтверждает, что гражданская проституция имела в Риме широкое распространение. проституция процветала здесь не только на улицах, в храмах, но даже и в театрах. Существовали также куртизанки – наиболее богатые и знатные проститутки.
Постоянные войны, общее обеднение народа заставляло женщин торговать своим телом, чтобы хоть как-то прожить. С ростом городов увеличивалась бедность и падали нравы. Вскоре публичных женщин стало так много. что они заполнили собой не только отдаленные кварталы, но и центральные улицы. В связи с этим принимаются меры по некоторой ограниченности проституции. Но десятилетия складывались в века, а проституция настолько вошла в быт и культурные традиции людей, что полностью отказаться от нее не пожелали даже высокопоставленные особы «голубых кровей».
4) Франция. Здесь при дворе проституция появилась в начале XI века. Публичные дома именовались гаремами и женскими мастерскими.
На периферии существовали так называемые «улицы красных фонарей». Как там был организован быт ясно уже из названия.
С распространением в конце XV сифилиса и других заболеваний отношение официальных властей к проституции резко изменилось, ибо они являлись основным источником распространения болезней. Средневековой режим терпимости сменился строжайшими запретами и репрессиями. Карл V, например, повелевал в полицейском уставе преследовать всякое внебрачное сожительство. При Марии Терезе проституция преследовалась уголовным законодательством. Наказание было не только суровым, но и позорящим.Проститутку сажали в мешок. из которого торчала только обритая голова, обмазанная дегтем. В таком виде «ночная бабочка» выставлялась на всеобщее обозрение и каждый делал с ней все, что хотел. Подобные экзекуции получили широкое распространение и применялись довольно долгое время.
В 1751 году в целях оздоровления нравственной атмосферы Марией Терезией была учреждена «Комиссия целомудрия», просуществовавшая до 1768 года. Она наказывала всякое отступление от нравственных норм.
Строго запретительная форма на проституцию была установлена в 1684 году во Франции. Проститутки полностью передавались в ведение полиции и наказывались по суровому закону. Но общественность (особенно мужская), так привыкшая к обществу «свободных» женщин подняла волны протеста и возмущения против такой суровости. Все это привело к тому, что в 1791г. контроль и наказания были уменьшены. Вслед за Францией большинство европейских стран также отказались от жестких запретов на проституцию. Снова наступает режим терпимости, но под врачебно – полицейским надзором. Проституция вступает таким образом в новую стадию – стадию регламентации. По примеру Парижа проституция регламентируется в Брюсселе, Гааге, Роттердаме, Гамбурге, Турине, Мадриде. В результате возникает новая, открытая проституция, теперь уже легальная. Регламентация означала, что общество смирилось с присутствием проституции, но все же пытается держать ее распространение хоть в каких-то рамках. Регламентация складывается из таких пунктов: регистрация, обязательные периодические медосмотры, нахождение проституток в определенных местах, обязательное лечение, если оно необходимо.
История проституции раскрывается не только в трактатах и нормативных актах, но также и в драгоценных памятниках, найденных археологами : в медалях, надписях, начертаниях и др.
Изображения эти символизируют различные культы: Милитты, Баггал, Приапа, Фалла и др. Небольшие цилиндры и конусы, каменные и терракотовые, которые мы видим в Луврском музее, в «кабинете медалей и древностей» и в национальной Библиотеке, все это были эмблемы и амулеты, которые носили люди. Иероглифы были расшифрованы. Они означали лиц, занимающихся проституцией. Это изделия тонкой, ручной работы и, видимо, по тем временам весьма дорогие. Все гравюры и изображения сопровождаются надписями.
Менан описывает такую скульптуру: в центре стоит божество Hou, изображение вы виде человеческого бюста, который оканчивается перьями и имеет два широких крыла. Ниже стоит троица великих божеств : Samas – бог солнца, изображенный в виде блестящего диска, Sin – богиня луны, изображенная в виде полумесяца, и богиня Istar, которую символизирует звезда. Эта троица напоминает Озириса, Изиду и Горус. Автор очень большое внимание уделяет религиозной проституции. Описанная работа , надо думать, этой же тематики.
Фигура Cteis, скорее не знак проституции, а эмблема самой богини , но тоже связана с «древнейшим ремеслом». Среди религиозных сект востока до сих пор встречается поклонение ее изображению
Культ Венеры Anais у многих народов переходит в полнейшее распутство и публичную проституцию. Например, Геродот говорит о распутстве и проституированности молодых женщин Армении и Лидии.
Можно рассказать о некоторых предметах коллекции Дюрана : две вазы, две чаши и один камень. На одной из ваз изображена куртизанка, разговаривающая с мужчиной с кошельком. На другой вазе тоже куртизанка, беседующая с чужестранцем с миртом на голове. Подобные сюжеты на обеих чашах. Здесь куртизанки, мужчины и зеркала (постоянные спутники Венеры). Эти культы показывают испорченность нравов в том обществе.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Религиозные предрассудки побудили египтян окружить себя приапами самой различной формы. Эти приапы делались из фарфора различных цветов и терракоты ; как у ассирийцев и других азиатских народов, они служили им амулетами. Их иногда находят в мумиях, несколько лет назад дано описание приапической живописи на стенах храма в Карнаке. Изображение бога встречается на египетских гробницах, стелах и различных предметах житейского обихода.
Из предметов, хранящихся в кабинете медалей, можно отметить, что очень часто встречаются непристойные сцены.
С представлением о куртизанке неизбежно связывается представление о кокетстве и стремлении к украшениям. В зале Юлия II, посвященной памятникам частной жизни египтян, сохранены множество великолепных драгоценностей, носимых женщинами, золотых браслетов с инкрустацией, таких же ожерелий и перстней с изображением женщины перед Озирисом, вообще много предметов для раскрашивания лица и тела. Парики и шиньоны также были далеко не на последнем месте. Уже тогда существовали манекены. По отношению к проституции в Италии и культам Венеры и Приапа археологические данные дают исчерпывающее представление. Исследуя жилища Помпеи, можно видеть , что в них всегда существовал специальный уголок, посвященный культу Венеры. Почти во всех домах имеется эротическая скульптура, другие предметы. Культ Приапа встречается только в публичных домах. Над их дверями находится его изображение.