Оглавление
Введение.......................................................................................................... 2
Глава 1. Социальные аспекты изучения проституции как явления.............. 5
1.1. Определение проституции....................................................................... 5
1.2. Исторически значимые подходы к определению понятия «проституция». 8
1.3. Изучение проституции в России в XIX-XX вв...................................... 16
1.4. Исторические корни современной распространенности проституции 26
Глава 2. Особенности распространения проституции в современной России. 34
2.1. История проституции в России............................................................. 34
2.2. Социологические исследования распространенности проституции в России......................................................................................................................... 47
2.3. Перспективы развития феномена проституции.................................... 58
Заключение.................................................................................................... 65
Литература.................................................................................................... 67
Актуальность исследования обуславливается тем, что проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.
Проституция - (лат. prostituo - позорю, бесчещу): продажа своего тела, секс за деньги; купля и продажа сексуальных услуг за наличные. Проститутка за денежное или иное вознаграждение позволяет клиенту совершать над собой сексуальные действия или сама с ним их производит. С административной точки зрения проституция является профессиональным занятием развратом, делом проститутки, когда в соответствии с сущностью ремесла тело предоставляется для совершения сексуальных действий, включая половой акт.
Все попытки объяснить, описать или определить это явление оказывались проблематичными и недостаточными. В большинстве случаев в них заключается негативная оценка («распутство») или проявляются сексистские взгляды мужчин на женщин, что сразу же оказывается неточным. Например, выражение «продажная любовь» бессмысленно, т.к. любовь не может быть предметом продажи и не определяет сути проституцию. Описывающие определения (ремесло фаворитов, «горизонтальное ремесло», панель, «бизнес на ногах») - это выражение всеобщей неспособности к высказыванию на тему секса или использование простонародных, вульгарных и иных языковых элементов. Трудности дефинирования вытекают как из самого предмета, который многообразен, а формы проявления которого все время меняются, так и из отношения к нему общества, как ко всему, что связано с сексом. Кроме того, трудно провести границы, т.к. проституция состоит в близком родстве с другими формами сексуальной деятельности. Например, брак «на деньгах» был охарактеризован как «весьма светская форма проституции» {Форель А. Сексуальный вопрос. 1920).
Дитц и Хессе в "Словаре сексологии и пограничных с ней сфер" (1964) используют выражение «оплачиваемое распутство» и пишут: «Проституция - это регулируемая и в социальном отношении одобряемая или терпимая структура в основанном на принципе господства обществе (сословное и классовое общество), которая дает возможность обоим полам в зависимости от исторических условий вести половую жизнь вне моногамного или полигамного брака. При этом один из партнеров профессионально или по необходимости отдает свое тело за некое гарантированное материальное вознаграждение. Таким образом, один из партнеров выполняет чисто инструментальную функцию».
Проституция имеет долгую и весьма переменчивую историю. Во многих государствах проституция частично или полностью запрещена, или контролируется на основе предписаний, или затруднена инструкциями. Так, во всех штатах США, за исключением Невады, проституция не разрешена, хотя, конечно, секс-бизнес процветает. Запреты осложняют занятие проституцией, но не мешают ее существованию. Они, в конце концов, направлены прежде всего против проституток, а также ставят в сомнительное и неприятное положение фраеров и подвигают их на то, чтобы преступить закон.
В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос о распространенности проституции в современном российской обществе разработан весьма слабо.
Цель работы: данная работа посвящена изучению распространенности проституции в современном российском обществе.
Предмет работы - распространенность проституции в современном российском обществе.
Объектом изучения в исследовании является проституция как социальный феномен.
Цель, объект и предмет исследования ставят перед нами следующие задачи:
1. Теоретическое исследование понятия и исторических корней проституции как явления.
2. Изучение распространенности проституции в современном российском обществе.
3. Формулировка выводов по исследованию.
Теоретическую основу исследования составляют основные направления и школы социологических исследований.
Методологическую основу представляет диалектический метод познания как основа для подхода к изучению материала.
Эмпирическая база исследования: результаты анализа исследований по теме работы, проводившихся российскими и зарубежными специалистами и вторичного анализа статистической информации по теме.
Научная новизна исследования определяется поставленной целью и заключается в следующем: определено значение классических и современных теорий социологии в сфере изучения проституции; проанализированы методологические подходы к исследованию распространенности проституции в современном российском обществе.
Научная и практическая значимость работы. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы распространенности проституции в современном российском обществе. Материалы дипломной работы могут применяться при изучении проституции как социального феномена.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Название глав отражает их содержание.
С легкой руки Р. Киплинга определение проституции как древнейшей профессии на земле получило широкое распространение. Однако, это – заблуждение, ибо проституция не является ни древнейшей профессией, ни профессией вообще. На самом деле, как общественное явление, она «не просто совокупность проституток и их поведения, а плюс способы и агенты организации их деятельности… и постоянные потребители проституции, спрос со стороны которых ее воспроизводил»[1]. Психологический же феномен проституции остается малоисследованным до сих пор. Мы полагаем, что проституция – это еще и особая структура личности, специфические особенности телесного «пласта» самосознания и особый детский опыт женщин, занимающихся ею.
Термин «проституция» появляется в России при Екатерине II, в это же время начались статистические исследования о развитии сифилиса по материалам военных госпиталей[2]. Возникновение же проституции датируется намного более ранним временем: документированные сведения о ней указывают на XVIII столетие. Как отмечает С.М. Соловьев, бродячие женщины наполняли любые людные места – базары, бани, блинные, харчевни. В прошлом столетии в науке разгорается жаркий спор о том, каковы же причины возникновения и неистребимого существования проституции на протяжении веков. В этой связи возникает две гипотезы. Первая из них – антропологическая, утверждавшая, что есть женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование проституции. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать»[3]. Не удаляясь в сферу научных спекуляций, отметим, что многие из этих черт спустя много лет стали диагностическим категориями ряда личностных расстройств, в частности, пограничного и нарциссического. Другая любопытная деталь – уже в этот период в результате проводящихся опросов появляются и накапливаются сведения о том, что значительный процент в контингенте испытуемых занимают женщины изнасилованные (часто в детстве), соблазненные и брошенные любовниками, решившие своей последующей безнравственной жизнью отомстить обманувшим их мужчинам[4].
К другой гипотезе – социологической – примкнула подавляющая часть изучающих феномен проституции, считавших, что ничто так не способствует ее распространению, как безысходная материальная нужда и законодательная необеспеченность женщины на рынке труда. Исследователи выделили две основные формы проституции: официально признанную («поднадзорную») и неофициальную («гражданскую»). По уровню доходов и типу потребителей женщины подразделялись на три основных класса: высший («камелии»), состоящий преимущественно из иностранок, в основном, француженок или немок, средний («мещанский»), и низший («панельный»). Социологи и медики отмечают, что уровень сексуальных нагрузок был у уличных женщин чрезвычайно высок – на Рождество и Пасху в самых дешевых заведениях на одну женщину приходилось до 60-80 человек в сутки. Исследования показали, что по отношению к сексуальной жизни их можно было разделить на три группы: самую большую составляли женщины равнодушно-апатичные, безразличные; женщины другой группы испытывали отвращение и негативное отношение к сексу, самую небольшую группу составляли женщины, по сути, гиперсексуальные, которые «отдавались, как истинные вакханки, с горячностью и страстью»[5]. Заметим, что, как сейчас известно, негативное, безразличное или излишне пристрастное отношения к сексу часто обнаруживают у жертв сексуального насилия в детстве, пытающихся таким образом справиться с переживаниями вины и отвращения или страдающих от последствий слишком ранней сексуальной стимуляции.