Работа детской психологической службы по сопровождению семьи. Детский психолог продолжает проведение плановой психотерапевтической работы с ребенком. Кроме того, в кризисных ситуациях, он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит профилактику подобных ситуаций. Детский психолог также разрешает конфликты между патронатным ребенком и собственными детьми воспитателя. Он регулярно проводит тренинговые группы для патронатных воспитателей и кандидатов, посвященные особенностям детского развития.
Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями. Психолог оказывает помощь ребенку в поиске положительных моментов своего прошлого и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи. Взаимодействие с патронатными воспитателями с момента помещения ребенка в семью носит постоянный характер. С одной стороны, — это образовательная работа: семинары и группы встреч для воспитателей, цель которых — предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимной поддержки. С другой, — это терапевтическая практика, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребенком и возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в отделении проблем ребенка от проблем самих воспитателей и разрешение их совместно с психологической службой для взрослых. В особо сложных ситуациях проводятся совместные психотерапевтические сессии для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов. При этом одновременно семейный психолог службы по устройству детей работает с родителями, а детский — с детьми.
Роль службы по устройству в семью в дальнейшем сопровождении семьи. Социальный работник службы по устройству в семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи такого социального работника — поддержать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. Семейный психолог проводит консультации для патронатного воспитателя и членов его семьи, проводит тренинги и психологические группы, посвященные конкретным проблемам воспитания и развития ребенка. С действующими патронатными воспитателями также ведется индивидуальное психологическое консультирование.
Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье. Роль службы сопровождения – помочь в преодолении кризисов адаптации, обеспечить стабильность размещения ребенка в семье и предотвратить возможный возврат ребенка в детский дом, либо отказ ребенка от проживания в семье.
Модель адаптационного процесса была исследована как на индивидуальном уровне, так и на уровне семьи как системы.
Первую стадию адаптации можно было бы назвать «идеализированные ожидания», — как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой — пока не сформировалась. Приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий — в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу. Учитывая это, психологи и социальные работники поддерживают активный контакт с патронатной семьей, снимая напряжение и оказывая поддержку и ребенку, и взрослым. Приход ребенка в семью означает на этом этапе и опосредованное включение кровных родителей ребенка в семейную систему, т. е. факт объединения двух семей. Возникает как бы наложение двух систем: самой патронатной семьи и ребенка с его кровной семьей. Ребенок является частью обеих семей. Гибкость патронатной семьи резко падает, так как семья желает сохранить себя как целое. При этом падает и сплоченность между членами патронатной семьи, поскольку возникает необходимость перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости). Семейная система переходит в несбалансированное состояние.
Затем наступает т. н. стадия «Вживания», или собственно адаптации. Семейная система находится в стадии движения к новому сбалансированному состоянию, в новом составе. Успех процесса зависит от исходного состояния семьи (была ли она сбалансирована до приема ребенка), наличия или отсутствия личностных особенностей у членов семьи, качества коммуникаций в семье, позитивного (неосуждающего) отношения семьи к кровной семье ребенка, т. е. от возможности ее «виртуального» включения в семейную систему, качества отношений со службами сопровождения детского дома и принятия их помощи. И для ребенка, и для семьи идет установка внутренних и внешних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным особенностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, — взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность. У многих возникает понимание того, что патронатная семья — это особый тип семьи, отличающийся от кровной, но не менее реальный.
Таким образом, наступает некое «равновесие», которое представляет собой третью стадию отношений в патронатной семье. Семейная система выходит на некоторое стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны.
Дальнейшее движение семейной системы по стадиям жизненного цикла аналогично обычной семье с растущими детьми с присущими кризисами подросткового возраста и ухода детей из семьи после 18 лет (имеющими, однако, значительно более острый характер, чем в семье с родными детьми).
В идеале в случае долгосрочного размещения ребенка кровные родители ребенка включены в семейную систему патронатной семьи и существуют на правах «родственников», с которыми поддерживаются простроенные отношения. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Роль службы сопровождения состоит в основном в предоставлении поддерживающих услуг на личностном уровне, как при плановом посещении специалистов, так и по запросу семьи. Во время жизни в семье у ребенка могут проявиться проблемы, которых не было в детском доме, поскольку основные травмы, о которых нам не все известно, связаны для ребенка именно с семейной ситуацией. Возрастная регрессия, проецирование на новых воспитателей качеств своих кровных родителей, воспоминания о случаях жестокого обращения, про которые ранее ребенок не говорил, желание найти своих кровных родителей и узнать, что с ними сейчас происходит, — разрешение этих и подобных им вопросов требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Подростковый кризис, связанный со становлением идентичности и самоопределением, накладывается на переосмысление подростком своего прошлого и его отношений с кровной семьей, проверкой прочности новых привязанностей и идентификации с новой семьей. Для патронатной семьи — это также период дисбаланса семейной системы, связанный с обособлением подростка и переосмыслением своей роли — как профессиональной, так и родительской. Качество отношений с ребенком и степень его включенности в семейную систему оказываются главными для успеха прохождения этого этапа адаптации.
Кризис выпуска, связанный с прекращением попечения и необходимостью решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве молодого человека или девушки и прекращением «рабочей» роли патронатного воспитателя, также требует значительного участия служб сопровождения. Совместное решение семьи и выпускника о его дальнейшем проживании в семье или об отделении от семьи дается с большим трудом. Для ребенка это — очередной раз поставленный вопрос о самоидентификации и принадлежности к той или иной семье. Необходимость ухода из семьи зачастую сравнивается с прошлой потерей кровной семьи и ребенок как бы заново переживает прежние разрывы привязанностей.
Для позитивного самоопределения, выбора жизненного пути, решения вопроса о месте проживания, обучения или работы, для выбора социальной модели для подражания, т.е. окончательного выбора в пользу социального опыта своих родителей или следования образцу приемной семьи подростку требуется время и помощь специалистов. Сама приемная семья находится в дезорганизованном состоянии и также стоит перед выбором и сменой ролей. Прохождение подросткового кризиса и кризиса выпуска зависит, во-первых, от качества отношений ребенка и патронатных воспитателей, которым в первую очередь и определяется успех его преодоления и тяжесть протекания, а во-вторых, от качества их контакта со службой сопровождения.
Служба сопровождения, являющаяся частью модели патронатного воспитания, играет ключевую роль в достижении успешной адаптации и социализации ребенка в новой семье.
2.3. Итоги патронатной работы детского дома «Гнездышко»
За 10 лет работы в детский дом было направлено около 250 детей
За время пребывания в проекте (в реабилитационной группе и в семьях) происходит практически 100% нормализация развития детей.
Всего за время работы проекта было зафиксировано 5500 звонков от людей, интересовавшихся приемом ребенка в семью, проведено 662 индивидуальных интервью, 42 группы тренинга, в которых прошло обучение 373 семьи. Часть кандидатов после прохождения тренинга изменили свои намерения и отказались от решения брать ребенка, у некоторых изменились обстоятельства. Не дождавшись ребенка в нашем проекте, некоторые (есть данные о 32 семьях) взяли детей в других детских учреждениях.