Смекни!
smekni.com

Патронатное воспитание (стр. 1 из 11)

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм...........5

1.1. Из истории возникновения патроната............................................................5

1.2. Работа по патронатному воспитанию...........................................................15

1.3. Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания..............................................................................................................25

Глава 2. Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко»................................................................................................30

2.1. Цели и задачи патронатного воспитания в учреждении.............................30

2.2. Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко»..........................................................................................................44

2.3. Итоги патронатной работы детского дома «Гнездышко»..........................51

Заключение.............................................................................................................55

Список литературы................................................................................................58


Введение

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и, тем самым - повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.

Патронатное воспитание – это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами. Это самая гибкая форма устройства – и для ребенка, и для семьи, что и подчеркивает актуальность данной темы исследования.

На основании вышеизложенного, цель работы – рассмотреть патронатное воспитание как одну из технологий социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

- рассмотреть суть патронатного воспитания и его отличия от других форм;

- проанализировать опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко»;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.


Глава 1. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

1.1. Из истории возникновения патроната

Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон – покровитель, заступник, либо благодетель». Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г.

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство[20, с. 34].

В древние времена авторитет родителей "был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались "по смерти одного из родителей из-под власти другого". Становились они свободными от власти другого родителя и тогда, когда тот вступал в повторный брак. Полное подчинение ребенка воле родителей преследовало и другую цель: сохранение в загробной жизни условий жизни, существовавших на земле. Исследователи обычаев древней Руси обнаружили "умерщвление грудных младенцев над телами воинов Святослава".

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов. Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: " Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту"[11, с. 24].

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Поговорка того времени гласит: "Не постись, не молись, а призри сироту."

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное "сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи, совершалось в России "издревле, то есть и в пору язычества.

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили "и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи". Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во "все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно "этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов" Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка - позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первых порах именно поэтому опека представляла собою "право этих родственников".

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только "о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей. А имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен[17, с. 42].

В Московском государстве, с одной стороны, во многом положение детей оставалось прежним. Так, родители сохраняли право распоряжаться брачной судьбой своих детей. Это право было следствием уходящего в глубь веков "пагубного обычая женить малолетних на возрастных "девках". Оставалось право родителей отдавать детей в монастырь. Оно пришло на смену обычаю, согласно которому родители давали обет монашества от имени своих малолетних детей. Социально-экономические перемены в жизни Московского государства по-своему повлияли и на существовавшее прежде право родителей отдавать своих детей в рабство. Теперь подобного рода право трансформировалось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение. Но в любом случае речь шла о неограниченном праве родителей на свободу своих детей Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как "монастырские детеныши", в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у "которых отцы и матери "посечены". А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты "под именем голышни". Они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал "на корм", одевал. По мере их "подрастания" "приспосабливал" к различным работам. "Малые робята, которые работают в поварне, рыбу чистят". Подросших переводили на более ответственные работы (в повара). Трудились несовершеннолетние воспитанники монастыря и "на пашне". Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали, что называлось "благословлять в мир". Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям. По свидетельству Н. Костомарова в Х VII веке служилые люди торговали самым бессовестным образом женским полом в Сибири. "Они насильно брали беспомощных сирот-девиц и продавали их"[17, с. 59].