Так называемый «демографический переход», имевший место в XVII и XIX веках, был не столько переходом от больших к малым семьям, сколько изменением в составе семьи за счет представителей разных поколений. «Демографический переход» представлял собой изменение описанных выше условий жизни и заключался главным образом в резком снижении уровня смертности в младших возрастных группах. Средний возраст вступления в брак тоже снизился и продолжал снижаться на протяжении первой половины XX века. Таким образом, рост населения в XIX веке был не результатом повышения уровня рождаемости, а результатом того, что все большее число людей стало жить дольше. Описанные выше изменения, повлиявшие как на природу семьи, так и на относительное положение мужчин и женщин на рынке рабочей силы, привели к тому, что большие семьи стали помехой для работающей части общества. При традиционных формах производства, где дети вносили свой вклад в экономическую деятельность, часто существовало реальное желание расширить семью, несмотря на те факторы, которые существенно ограничивали ее размеры. Однако когда дети и многие женщины не работают, большие семьи становятся экономическим бременем. Совершенствование и доступность противозачаточных средств способствовали распространению долгосрочных браков, основывающихся на «чувственном индивидуализме», при которых супруги стремились иметь меньше детей. Именно такое положение дел сохраняется и в настоящее время. Следствием его является то, что большинство современных женщин могут рассчитывать на 20—30 лет жизни, свободных от ухода за детьми после того, как последние достигли зрелости и покинули родительский дом.
Таблица 2. Число браков, разводов (в тыс.) и разводов на каждые 100 браков в 1950—1980 гг.
Показатели по странам | Годы | ||||
1950 | 1960 | 1970 | 1975 | 1980 | |
Франция | |||||
Браки331320394387334 | |||||
Разводы 3530406791 | |||||
Разводов на каждые | |||||
100 браков11 9 101727 | |||||
Великобритания | |||||
Браки408 . 394 471429418 | |||||
Разводы 30 23 62129160 | |||||
Разводы на каждые | |||||
100 браков 7 6 133038 | |||||
США | |||||
Браки16751523215921272390 | |||||
Разводы 38739370810261 189 | |||||
Разводы на каждые | |||||
100 браков 2326334850 |
Споры относительно настоящего статуса брака и семьи среди социологов и в массовой прессе — особенно по вопросам распада браков и сексуального поведения — часто не отличаются исторической объективностью. В прошлые века распады браков были очень распространенным явлением — правда, в основном, в результате смерти одного из супругов, а не в результате развода. Некоторые авторы утверждают, что в процентном отношении число детей, страдающих от распавшихся браков, было таким же большим в прошлом, как и сегодня. В некоторых европейских странах в относительно недалеком историческом прошлом добрачные половые отношения были обычным делом и не становились впоследствии препятствием для вступления в брак. Число незаконнорожденных детей было таким же высоким, если не выше, как и в настоящее время. Несомненно, современные тенденции изменений семьи, брака и сексуального поведения развиваются в совершенно другом контексте. Именно эти процессы я и пытался проиллюстрировать на фактическом материале на протяжении всей книги. Вместе с тем важно осознавать, что эти процессы по ряду показателей далеко не столь уникальны, как могло бы показаться на первый взгляд.
За последние 20—30 лет в большинстве западных стран уровень разводов резко возрос. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2. [7,8].
Согласно таблице, за четверть века с 1950 по 1975 гг. уровень разводов во Франции вырос всего на 40%, в то время как в Великобритании - на целых 400%. Однако к подобного рода статистике необходимо относиться с осторожностью. Ведь она, в частности, не учитывает мужчин и женщин, проживающих вместе без регистрации брака, а также мужчин и женщин, официально на расторгнувших брак, но фактически больше не являющихся мужем и женой. Тем не менее, нельзя отрицать, что имеющаяся статистика отражает существенные изменения, происходящие в семейно-брачных отношениях на Западе.
Существует мнение, что нуклеарной семье, так долго сохранившейся хотя и в видоизменяющейся форме, в ближайшем будущем грозит исчезновение. Консерваторы пессимистично рассматривают такую перспективу, как признак морального разложения общества. Их противники, наоборот, приветствуют ее как предпосылку для развития других форм социального общежития, считая семью по своей сути репрессивным институтом. Не исключено, что в будущем действительно будут развиваться экспериментальные формы социальных отношений, отклоняющиеся от традиционного института семьи. Однако более обоснованной точкой зрения по сравнению с предсказаниями грядущего отмирания семьи является то, что ее современные изменения представляют собой не что иное, как утверждение «чувственного индивидуализма» в качестве руководящего принципа семейно-брачных отношений. Можно с достаточным основанием утверждать, что возросший уровень разводов свидетельствует не о глубоком разочаровании в семейно-брачных отношениях как таковых, а о возросшей решимости людей сделать их более плодотворными и взаимно удовлетворительными. На фоне беспрецедентного роста уровня разводов это подтверждается не менее высоким уровнем числа повторных браков: подавляющее большинство разведенных снова вступает в брак.
Вместе с тем, не следует однозначно рассматривать это явление, подобно некоторым авторам, упоминавшимся в начале главы, как доказательство того, что семья для большинства людей современного общества представляет собой незаменимый источник эмоционального удовлетворения. Реальность гораздо сложнее. Семья подвержена воздействию самых различных социальных процессов. Она является их отражением и вовлечена в них. В этой связи уместно вкратце вернуться к некоторым вопросам, рассматривавшимся в предыдущих главах. В обществе, в котором условия труда подавляющего большинства носят однообразный и угнетающий характер, в котором преобразование социальных отношений в товар превращает повседневную жизнь в бессмысленную рутину, семья действительно может восприниматься как убежище от «бессердечного мира». Однако без глубоких преобразований более широких социальных институтов семье вряд ли удастся преодолеть внутренне присущее ей противоречие между стремлением личности к свободе и угнетением, между надеждой и отчаянием.
Предпосылкой для возникновения «чувственного индивидуализма» послужило осознание сексуальности как части самовыражения личности в рамках или вне рамок брачных уз. Некоторые радикально настроенные авторы считают, что происхождение и развитие капитализма имело тесную психологическую связь с подавлением сексуальности. С их точки зрения, строгая дисциплина промышленного труда требовала жесткого контроля над желаниями личности, нашедшего свое воплощение в викторианских нравах в период бурного развития капитализма в XIX веке. Из этой точки зрения вытекает идеология, которую в той или иной форме разделяло большинство участников студенческого движения в конце 60-х годов: ключ к освобождению от рутинизированного капитализмом труда и однообразия повседневной жизни - в освобождении сексуальности. К этой идеологии я отношусь скептически. С моей точки зрения, более характерной чертой промышленного капитализма по сравнению с недолговечной, ханжеской викторианской моралью, мало в чем повлиявшей на проявления сексуальности, является «чувственный индивидуализм». Своеобразным дополнением этой мысли может служить позиция М. Фуко [9]. Важнее понять, считает он, не то, откуда берется подавление сексуальности, а то, почему современное общество так озабочено сексуальностью, считая ее свободную реализацию одним из важнейших аспектов самовыражения личности. По мнению Фуко, для достижения большей свободы личности необходимо не столько освобождение сексуальности, сколько освобождение от сексуальности.