К размышлению. Встает вопрос, насколько совместимы различные задачи, с решением которых связывают общественный прогресс. Нет ли между ними противоречий? Не может ли получиться так, что общество, продвигаясь в решении какой-то одной из них, вместе с тем лишается возможности успешно решать какую-то другую?
Анализируя процессы, идущие в современном мире, исследователи высказывают немало опасений такого рода. Отмечается, например, что существует обратная зависимость между темпами роста производства и стремлением к социальному равенству (стимул первого — прибыль, а второе требует ее перераспределения в пользу малоимущих); что увеличение национального богатства страны ведет к концентрации его в руках немногих; что чем богаче общество, тем больше в нем слой людей, ведущих паразитическую жизнь; что высокий уровень доходов населения порождает «культ потребления»; что в погоне за материальными приобретениями и чувственными удовольствиями у людей теряется вкус к наслаждению духовными ценностями; что технизация и коммерциализация жизни обедняет духовный мир человека; что существует противоречие между «двумя культурами» — гуманитарной и научно-технической (развитие второй наносит ущерб первой, происходит дегуманизация культуры, образования, искусства); что расширение социальной свободы имеет своей обратной стороной свободу нравов, ослабление семейных уз, сексуальную распущенность и т. д.
«...Открывшаяся нашему взору картина развития культуры за время существования нашего и двух предыдущих поколений заставляет, пожалуй, даже усомниться в том, что культура вообще еще мыслима перед лицом материальных достижений», — пишет А. Швейцер.
Несомненно, необходимым и важным условием общественного прогресса является рост производства материальных благ. Некоторые философы поэтому полагают, что именно это и следует принять за главный критерий общественного прогресса. Однако развитие производительных сил не может быть самоцелью, оно есть лишь средство решения задач общественного прогресса. И если их развитие приходит в противоречие с этими задачами, то оно к прогрессу не ведет. Можно ли считать прогрессивным такое развитие производства, в результате которого гибнет природа (как это бывает при строительстве гидроэлектростанций, требующем затопления больших территорий)? Или такое, которое совершается за счет разрушения памятников культуры (когда здание старинного дворца или церкви превращается в заводской цех)? Или такое, которое наносит ущерб здоровью людей (размещение вредных производств в центре города)?
По-видимому, говоря о критериях прогресса, нельзя просто перечислять наши ценности и идеалы. Между ними действительно возможны несоответствия и противоречия, особенно если учесть, что в разных сферах общественной жизни складываются свои специфические критерии прогресса. Вероятно, конкретный облик наших сегодняшних ценностей и идеалов будет претерпевать изменения. Но прогрессивное развитие общества должно быть направлено на то, чтобы обеспечить каждому реальную возможность пользоваться «правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью» (Т. Лжефферсон).
Если сохранение человечества — исходный и необходимый (но недостаточный) критерий, то создание социальных условий, предоставляющих каждому возможность жить свободно и счастливо (в соответствии с исторически изменяющимися общечеловеческими идеалами свободы и счастья) — высший и достаточный критерий общественного прогресса. Человек — главная ценность общества, и прогресс только тогда действительно прогресс, когда он способствует улучшению жизни людей. «Все прогрессы реакционные, если рушится человек» (А. Вознесенский).
Общественный прогресс — это такое развитие общества!, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.
Отвечает ли развитие человеческого общества этому определению? Происходят ли на самом деле в обществе исторические перемены, которые соответствуют указанным критериям и, следовательно, являются прогрессивными? Есть основания ответить на эти вопросы утвердительно.
Конечно, исторический прогресс сложен и противоречив. Это не триумфальное шествие и не праздник. Он наполнен внутренним драматизмом, а порою даже трагичен. И не только потому, что он пробивает себе дорогу в борьбе с регрессивными тенденциями и реакционными общественными силами, но еще и потому, что даже самые бесспорные прогрессивные перемены в жизни людей внутренне противоречивы и сопровождаются большими или меньшими утратами. Приводя в общем и целом к улучшению жизни, прогресс вместе с тем требует от людей каких-то жертв.
Как индивид, взрослея, утрачивает детские наивные радости, так и человечество, вооружаясь наукой и техникой, лишается многого, что волновало и радовало предков. Мы получили возможность летать на комфортабельных авиалайнерах, но лишились удовольствия от езды на лихой ямщицкой тройке. У нас появились ди-джеи, но исчезли скоморохи.
К размышлению. Люди старшего поколения часто не приемлют новые веяния в моде, в образе мышления и поведения, в живописи, в музыке. Нередко можно слышать их сетования по поводу того, что молодежь стала хуже, что в их время нравственность была выше, и т. д. Всегда ли они неправы? Было бы несправедливо называть противниками прогресса и реакционерами всех тех, кому дороги старые, привычные формы жизни, кто предпочитает их новым и непривычным. Многие представители северных народов в нашей стране вовсе не хотят во имя приходящего к ним в тундру технического прогресса расставаться с образом жизни своих предков и менять наследственные занятия оленеводством или рыболовным промыслом на заводской труд, на работу шахтеров и нефтяников. Это их право.
Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению. Поэтому прогресс нельзя искусственно подгонять, форсировать. Люди должны быть психологически готовы к нему и желать его.
Мао Цзэдун однажды в разговоре с Хрущевым сказал, что, может быть, надо уничтожить в ядерной войне одну половину человечества, чтобы привести к коммунизму другую половину. Это совершенно чудовищное понимание прогресса, противоречащее самой его сути. Но всегда ли прогресс делается «чистыми руками»? Оправдывает ли в нем цель средства? Может ли быть достигнута прогрессивная цель применением неправедных, негуманных средств? Или же прогрессивными должны быть не только цели, но и средства прогресса?
В истории общества до сих пор создание условий для счастья одних людей достигалось в значительной мере за счет угнетения, порабощения и истребления других. Пути прогресса нередко были залиты слезами, потом и кровью, и это делало его подобным «тому отвратительному языческому идолу, который не желает пить нектар иначе, как из черепов убитых». Человечеству непросто и нелегко дается процесс самоорганизации и самосовершенствования. В книге истории есть немало трагических страниц. Но все же в целом эта книга повествует о том, как людям удавалось, хотя и ценой больших жертв, улучшать условия общественной жизни. Будем надеяться, что наши потомки намного превзойдут нас в умении добиваться этого.
Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни. Рассмотрим подробнее технический и духовный прогресс — важнейшие составляющие общественного прогресса.
Технический прогресс
Под техникой понимают:
способы, приемы деятельности («субъективная техника») — например, техника музыканта или техника спортсмена;
материальные устройства, конструкции, системы («объективная техника») — например, станок, автомобиль, компьютер.
Техника — это искусственно созданные средства человеческой деятельности.
Техника очень разнообразна: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная, медицинская, военная, вычислительная, управленческая, бытовая, техника связи, технические средства обучения и пр.
Техника занимает промежуточное место между человеком и природой. С одной стороны, она является изобретением человека и действует по принципам, заложенным в нее человеком. С другой стороны, она представляет собой совокупность материальных вещей и процессов, существующих в соответствии с объективными законами природы. Каждое техническое устройство — это своего рода «чудо природы», «фокус»: созданная по законам природы «вне природная вещь».
Развитие техники оказывает огромное воздействие на жизнь общества:
увеличивает производительность человеческого труда — путем усиления физических (а компьютеры — и умственных) способностей человека и замены его действий работой машины;
формирует искусственную среду обитания (одежду, жилища, предметы быта и пр.), оберегающую человека от опасностей, которые могут ожидать его в дикой природе, создающую ему комфортные условия жизни. Но вместе с тем это отдаляет его от естественных условий существования и подвергает новым опасностям, возникающим из-за неисправностей техники или неосторожного обращения с ней;
постоянно увеличивает потребности человека и создает средства для их удовлетворения;
изменяет все виды человеческой деятельности и по мере своего развития порождает все новые и новые ее виды.
В развитии техники отчетливо виден прогресс, определяемый по ряду критериев (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Критерии технического прогресса | |||
Физические | Эксплуатационные | Экономические | Социальные |
Мощность Скорость Габариты Прочность | НадежностьДолговечностьПростота обслуживания | СтоимостьОкупаемость Производительность Стоимость обслуживания | ПользаУдобствоЭстетические качестваЭкологическая безопасность |
Нетрудно заметить, что собственные, «внутренние» критерии технического прогресса не совпадают с общими критериями общественного прогресса. Следовательно, технический прогресс, отвечающий его собственным критериям, может не соответствовать или даже препятствовать решению задач общественного прогресса. Поэтому технические достижения необходимо оценивать не только по его собственным, но и по общим критериям прогресса, и искать пути разрешения в интересах человека проблем, возникающих тогда, когда технический прогресс порождает нежелательные для людей последствия.