Реферат
«Понятие и развитие прогресса»
Проблема прогресса
Существует ли какая-либо направленность человеческой истории? И если существует, то к чему направлено историческое развитие человечества?
В древности условия общественной жизни изменялись медленно, и поэтому вполне естественным было мнение, что общество постоянно остается одним и тем же, что никакой исторической эволюции нет. Как сказано в Библии, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Со временем возникло представление об историческом круговороте: вращение «колеса истории» приводит к циклическому повторению одних и тех же процессов. Общество возникает, развивается, достигает расцвета, а затем приходит в упадок и гибнет, после чего все начинается с начала.
Однако наряду с этим уже в античную эпоху высказывалась мысль, что история течет в определенном направлении и возврата к прошлому не бывает.
Неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалось как движение ко все более худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». В иудейском, а затем христианском вероучении история человечества начинается в раю и завершается концом света и Страшным судом. О возврате от пороков цивилизации назад к «золотому веку» мечтал Жан-Жак Руссо, к этому призывают и сегодня те, кого пугает будущее современной цивилизации — угроза экологической катастрофы, опасность ядерной войны.
В противовес этим взглядам в Новое время получила популярность идея общественного прогресса — оптимистическое убеждение в том, что в процессе истории жизнь человечества постепенно меняется в лучшую сторону. Эту идею развивали Ж. Кондорсэ, А. Тюрго, И. Гердер в XVIII в., О. Конт, Г. Гегель, К. Маркс в XIX в. В их трудах исторический прогресс понимался как закономерное движение общества по единому, общему для всего человечества историческому пути. «Магистраль прогресса» монолинейна. Страны и народы идут по ней в разном темпе. Впереди шествуют европейские государства, поднявшиеся на более высокую ступень общественного развития, за ними следуют отстающие страны, которые находятся на более низких стадиях прогресса.
Эта «европоцентристская» концепция монолинейного прогресса во второй половине XIX в. была подвергнута критике. Г. Рюккерт в Германии и Н. Данилевский в России выдвинули иной подход к пониманию человеческой истории, который в XX в. получил развитие в работах О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Согласно этому подходу, в мире существовали и существуют автономные, независимые друг от друга локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою собственную историю. Поэтому никакой единой истории человечества нет — есть множество разных историй. А раз нет единого всемирного исторического процесса, то нет и общей «магистрали» или «лестницы» прогресса, по ступеням которой вслед за Западной Европой движутся шеренгой другие страны. Каждая цивилизация переживает подъем и упадок, у каждой есть свои периоды прогресса и регресса.
Таким образом, в концепции локальных цивилизаций прогресс оказывается полилинейным, идущим в разных цивилизациях разными путями.
Вошедшие в моду с 1970-х гг. постмодернистские философские течения доводят идею полилинейности до предела: история подвергается «деконструкции», в результате которой она предстает как хаос единичных явлений и событий. Это абсолютный хаос, лишенный какой бы то ни было упорядоченности. В нем нет никаких ориентиров для типизации и обобщения, все вызывает неуверенность и «роковые сомнения», любые исторические связи и последовательности рвутся, так что трудно вообще говорить о каких-либо линиях или путях общественного прогресса.
Альтернативность монолинейного и полилинейного прогресса относительна. Из сказанного выше следует, что в прошлом, когда человечество было разрозненно на слабосвязанные между собою общества, прогресс был полилинейным; ныне же, в условиях формирующегося глобального мира, он стал монолинейным.
«Социальная синергетика представляет собой возрождение концепции глобального прогресса. Однако это уже не тот линейный прогресс, о котором писали основоположники прогрессизма. Теперь глобальный прогресс приобретает нелинейный и асимптотический характер. Более того, он вырастает на руинах эволюции локальных цивилизаций и само его формирование невозможно без такой эволюции».
Что же такое прогресс?
Процесс исторического развития человеческого общества и исторический прогресс — разные понятия, которые не надо смешивать. Происходящие в развитии общества изменения совершенно не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Они могут кому-то нравиться, кому-то нет. Одни люди могут радоваться, считая, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже. Первые будут говорить о прогрессе, вторые — о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны. Эти представления зависят от особенностей той или иной культуры, от эпохи, в которую люди живут, от их социального положения, от их индивидуального опыта.
Понятие «общественный прогресс» — это характеристика или оценка, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, в противном же случае говорят об отсутствии прогресса.
Исторический процесс в целом никогда не может быть оценен только как прогресс или только как регресс. Развитие общества противоречиво: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других. Не все новое, что появляется в процессе общественного развития, является прогрессивным.
Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей о прогрессе носили бы чисто субъективный характер, и было бы совершенно невозможно однозначно определить, в чем состоит прогресс и происходит ли он вообще. Однако в истории общества постепенно осознаются и получают признание некоторые общечеловеческие ценности и идеалы — такие как добро, справедливость, свобода, гуманизм и др. Стремление к ним все более становится нормой общественной жизни. Правда, и эти идеалы людьми понимаются неодинаково. Но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.
Каковы же наиболее важные и общезначимые критерии общественного прогресса?
Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: это — само существование человечества. Отсюда вытекает главный и предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, безусловно реакционная, будь то развязывание ядерной войны или разрушение необходимых для жизни людей природных условий.
Но человечество должно не просто существовать, оно должно существовать по-человечески.
Конечно, раз и навсегда установить, каков должен быть образ жизни, достойный человека, невозможно. Всякие попытки сделать это опасны, потому что порождают соблазн воплотить «самый лучший» общественной порядок, заставляя силой подчиняться ему тех, кто «не понимает», что он хорош. Это — путь Великого инквизитора из романа Достоевского «Братья Карамазовы», вознамерившегося насилием и обманом привести людей ко всеобщему счастью (в его понимании). История знает немало подобных попыток — начиная от проекта «идеального государства» Платона и кончая «социалистическим экспериментом» XX в. Все они ни к чему хорошему не приводят. Нельзя навязывать будущим поколениям наши сегодняшние представления о том, к каким идеалам жизни им следует стремиться. Предоставим им самим решать этот вопрос. Но каковы бы ни были общечеловеческие идеалы жизни, общество, по крайней мере, должно развиваться в таком направлении, чтобы с его развитием возрастала возможность людей жить в соответствии с ними. Этим определяется второй важнейший критерий общественного прогресса: создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами подлинно человеческого бытия.
В философской литературе предлагаются и другие критерии общественного прогресса. Надежды на лучшее будущее мыслители прошлого и настоящего связывают с ростом общественного богатства и улучшением благосостояния людей, с преодолением социальной несправедливости, с подъемом культуры, развитием разума, просвещения, науки, нравственности и т. д.
В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса часто служат:
рост производимого обществом валового продукта (в целом и на душу населения);
уменьшение голода и нищеты в обществе;
рост потребностей людей и степени их удовлетворения;
изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенности тяжелого физического, труда и увеличения доли работников квалифицированного труда;
развитие народного образования и повышение уровня образованности населения;
развитие социального обеспечения и здравоохранения;
обеспечение гражданских прав и свобод личности.
Несомненно, все это — важные задачи, решение которых свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Они являются, в сущности, частными выражениями указанных двух его основных критериев. Следует лишь иметь в виду, что решение таких задач — не самоцель, а условие и средство общественного прогресса.