- американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности[12];
- согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов[13];
- Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир[14].
Таким образом, в зарубежной науке, понятие «личность» также получило широкое развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений.
В целом, и в отечественной и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся мнений), понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
В дальнейшем изложении, мы на основании полученных теоретических данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности.
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Итак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.
Итак, для психологической трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает[15]:
- во-первых, целостность и неделимость отдельной особи биологического вида (в нашем случае человека);
- во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.
Индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.
Перейдем к общественным отношениям. Отношения «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической науки, в вопросе изучения личности[16]. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.
Перейдем к индивидуальности[17]. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения[18].
Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти теоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности в психологии.
В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как[19]:
- структура личности;
- направленность личности;
- соотношения биологического и социального в личности.
Разберем их.
Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Направленность личности, также относится к подструктурам личности и определяется как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.
Перейдем к соотношению биологического и социального в личности, которое также является значимым моментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.
Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические детерминанты.