Смекни!
smekni.com

Понятие личности в социологии и психологии (стр. 3 из 5)

Таковы основные особенности психологического подхода к изучению личности.

Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:

- проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности;

- в целом, и в отечественной и зарубежной психологической науке, понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;

- особенности психологического подхода к изучению личности выражаются в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии;

- в психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности. При этом структура личности - это концепция подразумевающая, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.

Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.


Глава II. Личность в социологии

2.1 Основные определения личности в социологии

Теперь, ознакомившись с тем, как в психологической науке изучается и определяется личность, перейдем к тем определениям и характеристикам этого понятия, которые значимы для социологии.

На социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.

Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для социологии.

Дл определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.

Человек в социологии употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род[20].

Индивид, это значимое понятие как уже было показано выше и для психологии, и для социологии. Однако индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества[21].

В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке[22]. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду[23]. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как в социологии, так и в психологии во многом похожи.

При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок[24]. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в социологии: к ним относятся[25]:

- степень осознанности человеком своего места в обществе;

- содержание и характер потребностей и интересов человека, устойчивость и лёгкость их переключения, их узость или многогранность;

- степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.

Для определения личности в социологии, также используются изыскания таких ученых как З. Фрейд и Г. Юнг, с которыми мы познакомились в первой части работы, причем их использование, также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.

В целом если свести, насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как[26]:

- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого

Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются[27]:

- биологические, генетические заданные предпосылки;

- наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

В дальнейшем изложении мы изучим особенности применения и интерпретации понятия «личность» в социологии.

2.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»

Итак, основные понятия социологической теории личности связаны с процессами формирования личности, ее социализации, статуса личности, ее ролей и т.д.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям[28].

Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации[29]. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.