Смекни!
smekni.com

Понятие общества в синергетике (стр. 2 из 3)

Общество обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей. Прогресс общества видят как раз в повышении его универсальности – в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей. С этой точки зрения, современное общество намного прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д[9].

Общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры». По поводу того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции более важную роль, есть разные мнения. Основой устойчивости общества одни обществоведы считают формальные институты (например, «общую власть», как Э.Шилз), другие – неформальные (например, господствующие в обществе «фундаментальные ценности», как Р.Мертон). Видимо, на начальных этапах развития общества его саморегуляция держится в основном на неформальных институтах (табу в первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затем бóльшую роль начинают играть формальные институты (нормы писанного права, государственные учреждения, общественные организации)[10].

Общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Оно стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами (так происходит при эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системы общественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности. Движущими силами могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и «втягивание внесистемных элементов в орбиту системности» (Ю.Лотман) – так было, например, с капитализмом 1930-х, активно использовавшим некоторые принципы социализма. При этом очень важна степень открытости социальных систем – стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество)[11].

Человеческое общество как сверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в ней информации. Однако специфика его определяется не только этим. Главная особенность информационных процессов в обществе состоит в том, что у людей, обладающих сознанием и разумом, информация приобретает особое «сверхприродное» качество — смысл. Возникновение смысла есть шаг, создающий новый тип информационных процессов, какого в природе без человека нет и какой появляется только в обществе[12].

Наделяя смыслом явления окружающей действительности, люди превращают их в знаки, с помощью которых кодируется информация. Особое место при этом занимает созданный людьми код, специально приспособленный для обмена информацией, — язык. Выраженная в языке и других знаковых средствах, она становится социальной информацией, носителем которой является уже не один добывший ее индивид, а все общество. Все члены общества оказываются погруженными в объединяющую их информационную среду. Информационная среда в человеческом обществе — это культура.

Каждый индивид — источник и приемник социальной информации, способный генерировать, передавать, хранить, отбирать и целесообразно использовать ее. Но так как социальная информация кодируется внешними по отношению к его телу структурами, она получает самостоятельное существование и может сохраняться в культуре после его смерти. Это принципиально отличает человеческую культуру от информационных процессов, происходящих в животном мире. Там хранилищами информации являются сами тела животных — хромосомные структуры клеток и нейродинамические системы мозга. Прижизненно добытая особью информация не передается ее потомкам — наследуется лишь генетическая информация, содержание которой мало подвержено изменениям. В человеческом обществе же возникает механизм социальной памяти: накопленная предшествующими поколениями информация не исчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре, и каждое новое поколение умножает ее. Благодаря этому в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, — ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Такой рост является одним из важнейших детерминирующих факторов развития общества. Когда останавливается рост объема используемой им информации, оно застывает и обрекается на вымирание.

Из сказанного видно, что синергетическая трактовка общества как сверхсложной системы особого типа приводит к выводу о целесообразности различения трех основных сфер общественной жизни — экономической, политической и культурной (вместо обычно проводимой в социологической литературе выделения четырех ее сфер: к указанным трем добавляется еще «социальная»). Но необходимо иметь в виду, что границы между ними относительны: в социальной реальности экономика, политика и культура нераздельны, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.

2.2 Подсистемы общества

Изучение общества как системы предполагает выделение его структур или подсистем[13].

Существует несколько критериев выделения структурных подсистем общества[14]:

1. выделение социальных групп:

· группы, различающиеся по естественным и социальным признакам (социально-территориальные, социально-демографические, социально-этнические);

· группы, различающиеся по чисто социальным признакам (по критериям отношения к собственности, уровня доходов, отношения к власти, социального престижа);

2. выделение сфер жизнедеятельности общества:

· материальное производство (экономика);

· регулятивная деятельность – коммуникативная и управленческая (политика);

· духовное производство (культура);

3. выделение способов взаимосвязи людей:

· социальные роли, исполняемые индивидами;

· социальные институты и социальные общности, организующие социальные роли;

· культура и политическая деятельность, организующие воспроизводство социальных институтов и социальных общностей.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие «общество» с синергетической точки зрения.

Современное понимание общества довольно широко, но можно дать такое обобщенное определение:

Общество – это большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

С синергетической же точки зрения общество – это сверхсложная диссипативная эволюционирующая система, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства.

К таким свойствам относятся:

· системность;

· динамичность;

· универсальность;

· внутренняя саморегуляция;

· внутренние механизмы самообновления;

· большое количество сохраняемой информации.

Синергетическая трактовка общества приводит к выделению его подсистем. Критерии выделения этих подсистем различны. Можно выделить следующие:

· по социальным группам;

· по сферам жизнедеятельности общества;

· по способам взаимосвязи людей.

Таким образом, мы видим, что общество – это сложная система, которая находится в постоянном движении и развитии.


Список использованной литературы

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

2. Албегова И.Ф. Теоретико-методологические подходы к изучению современного общества и его систем. – Ярославль, 2000.

3. Свойства общества как системы // http://www.krugosvet.ru/articles (дата обращения: 20.09.08).

4. А.С. Кармин В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

5. Гусева И.И., Смирнов А.Н. Синергетический подход к исследованию общества.

6. Албегова И.Ф., Буторина А.А. Синергетика и общество. – Ярославль, 2007.

7. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.