Разумеется, социальное пространство не существует без индивидов. Социальные отношения возникают в результате взаимодействия индивидов и их групп. Однако отношения и взаимодействующие индивиды при всей их взаимосвязанности не тождественны, как электрический проводник не тождествен электрическому току.
Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль и т.д.). В индивидах есть лишь его элементы в виде усвоенных социальных ролей и ценностей.
Социальное пространство прерывисто. В нем есть участки с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и густыми связями. Такие участки можно назвать социальными полями. Отношения между ними более интенсивны, чем внутри них. Примером социальных полей могут быть государства, предприятия, этнические группы, населенные пункты и т.д.
Социальное пространство имеет несколько плоскостей, каждая из которых формируется определенным типом отношений, обладает собственной автономной логикой. Но автономность не означает изоляции. Разные срезы социального пространства оказывают своими силовыми полями, порождаемыми ресурсами взаимодействия, воздействие на другие срезы, структуры. Так, экономическая структура влияет на конфигурацию политической, административной структур, а те в свою очередь – на экономическую.
Единицей социального пространства в субстанционалистской парадигме является индивид, в структуралистской – статусная позиция.
Статусная позиция – это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых нормативных форм поведения. Статус формируется на основе закона, административных актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т.п.
То, что люди находятся в разных частях социального пространства, занимая разные статусные позиции, – очевидно. Атрибутом метафоры пространства является метафора дистанции, т.е. удаленности статусных позиций друг от друга. Если в качестве единицы социального пространства рассматривать индивида, как это обычно и делается, то категория социального пространства может ограничить свою роль метафорической функцией. Индивиды социально многолики, что создает существенные трудности для определения социальной дистанции между ними. Нельзя однозначно измерить социальную дистанцию между объектами, занимающими одновременно несколько позиций и удаленными друг от друга в разной мере.
Во-первых, это дистанция между статусными позициями в одномерной плоскости социального пространства (например, политического, административного, экономического, символического и т.д.). Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (в каждой плоскости – своего вида: административной, политической, экономической и т.д.), исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в этой иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребляет. Объективная социальная дистанция поддерживается с помощью инструментов власти: чем выше кресло, тем больше на пути к нему стоит милиционеров, референтов, секретарей, телохранителей.
Во-вторых, социальная дистанция характеризует личностные отношения. Эта сторона социальной дистанции связана с первой, но отнюдь не жестко. Она определяется системами ценностей, которые разделяют сопоставляемые люди (здесь в качестве единицы выступает уже индивид, занимающий несколько статусных позиций). Каждый индивид регулирует дистанцию с другим (индивидом) на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает, идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность. Власть и престиж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей.
Таким образом, в зависимости от распределения власти в социальном пространстве можно выделить два противоположных идеальных типа механизма конструирования социальной иерархии: моноцентрическое и полицентрическое социальные пространства.
Литература
1. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993
2. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. М. Финансы и статистика, 1999
3. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., Политиздат, 1992.
4. Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства. Под общ. ред. Е.И.Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
[1]Cmpyкmypa (oт лaт. structuгa - cтpoeниe, pacпoлoжeниe) - ycтpoйcтвo, cтpoeниe чeгo-либo; oпpeдeлeннoe взaимopacпoлoжeниe cocтaвныx чacтeй тoй или инoй cиcтeмы.
[2]Kвaзu... (oт лaт. quasi - кaк бyдтo, бyдтo бы) - пpиcтaвкa, cooтвeтcтвyющaя по знaчeнию cлoвaм «мнимый», «нeнacтoящий».