Интересы ремесленных групп, особые потребности города в противоположность деревне требовали новых органов; но каждая из этих групп состояла из людей самых различных родов, фратрий и племен. Отрытая борьба между сословиями угрожала жизни общества гибелью. Необходима была третья сила, - стоящая, якобы, над сословиями и допускающая борьбу в законной форме – только в экономической области. Появилось государство.
Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества. Государство отличается тем, что, во-первых, разделяет подданных по территориальным делениям, во-вторых, государство утверждает публичную власть. Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги.
С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы, над обществом. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства приобретает больше «авторитета», чем все органы родового строя вместе взятые. В большинстве известных в истории государств, предоставляемые гражданам права, соразмеряются с их имущественным положением. И это прямо заявляет, что государство – это организация имущего сословия для защиты его от неимущего.
Высшая форма государства – демократическая республика. Она официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется властью косвенно, но зато тем вернее. Во-первых: в форме прямого подкупа чиновников (Америка, современная Россия, Африка, Китай). Во-вторых: в форме союза между правительством и биржей, который тем прочнее, чем больше государственные долги (США). И, в-третьих: имущее сословие господствует непосредственно при помощи всеобщего избирательного права. Пока неимущие слои не созрели для своего освобождения, которое определяется их способностью конституироваться в собственную партию, до тех пор государство останется орудием господства имущих слоев над не имущими.
Только тогда, когда рабочие начнут избирать своих представителей в органы публичной власти, а не представителей имущих слоев общества, - как это до сих происходит почти везде, - тогда и только тогда демократическая республика откроет все свои возможности для развития производства. Вместе с развитием производства появятся такие экономические условия, которые сделают государство, - а вместе с ним и сословие чиновников, - лишним звеном в системе взаимоотношений индивидов и социальных институтов. Дать больше демократическая республика никогда не сможет, но и этого достаточно.
Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором.
IV. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Выше мы рассмотрели, с некоторыми необходимыми отклонениями, развитие «традиционного» общества, которое, по мнению современных социологов, характеризуется понятиями «функциональной нерасчлененности», «иррациональности», «локальности». Это были, в основном, этапы докапиталистического развития общества. Изобретение в начале 19-го века паровой машины и электричества привело к колоссальному прогрессу в производстве средств производства и потребления. Модернизация социальных сообществ посредством Великих революций на обоих полушариях Земли и Мировых войн привело к возникновению следующих процессов: 1) урбанизация; 2) индустриализация; 3) бюрократизация и, как противовес, рационализация управления; 4) распространение массового образования; 5) обеспечение надежных массовых коммуникаций. В результате произошло следующее. В сфере экономики – завершилась индустриализация. Индустриальный сектор стал преобладать над аграрным. Появилась сфера производства товаров массового спроса.
В социальном плане. Создана система стратификации (деления на социальные слои и группы), основанной на сложном и все охватывающем разделении труда, высокой степени дифференциации ролей и институтов. Развитая система образования способна заполнить возникающие ниши в области профессиональной специализации и социальной стратификации. Возрастает структурная дифференциация социальных слоев населения в связи с возникновением новых социальных организаций, специализирующихся на выполнении особых функций. В соответствии с изменениями в структуре общества происходит постепенный переход мышления индивидов, ориентированных вначале на поддержание сакральных традиций, к мышлению рациональному, акцентирующему внимание на возможностях преобразования действительности. Ослабляются всякого рода запреты (табу).
V. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Это общество, которое развивается в условиях научно-технической революции. Повышение благосостояния людей приводит к увеличению спроса на личные услуги. Это обуславливает стремительное расширение третичного сектора экономики, который характеризует высшую ступень развития индустриального общества. Вместе с развитием технологий (изобретение ЭВМ, компьютеров и прочих интеллектуальных машин) информация становится ключевым фактором производства. Знание и интерактивные коммуникации становятся основными агентами преобразований не только в сфере собственно производства и обмена, но и в сфере социальных и политических изменений. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поисках оптимальных приемов и методов рационально-технических решений не только в сфере экономики, но и в сфере социальной и политической. Вводится так называемая «социальная инженерия». Увеличивается количество «белых воротничков». В результате, к аграрному, индустриальному и третичному секторам экономики добавляется еще и самостоятельный информационный сектор, который постепенно становится системообразующим. Информация становится ключевым фактором производства, который по значению превосходит все виды материального производства, производства энергии и услуг.
Информационная революция позволяет осуществить возврат к домашнему труду на основе высоких технологий. Появляется так называемая «домашняя индустрия». На смену массового производства приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат.
В силу высокой динамики развития технологий и увеличения темпов внедрения технических новшеств формируется «новая» культура потребления. Появляется установка на приобретение вещей «одноразового потребления». Ускоряется обновление товаров.
Невероятно возрастают возможности вертикальной и, особенно, горизонтальной мобильности индивидов. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния людей дает возможность им свободно менять место обитания. В политической сфере происходит ослабление роли национальных государств. Происходит решительная децентрализация структуры управления государством. Распадаются его иерархические структуры управления. Усиливаются роли этнических, культурных, религиозных меньшинств. Становление постиндустриального общества сопровождается обострением ряда противоречий, в частности между индивидом и социальной группой. (4).
Так описывают путь развития человеческого общества современные социологи. Если учесть, что к своим «духовным» отцам они относят таких выдающихся адептов философии агностицизма и позитивизма (эмпириокритицизма), как Э. Кант и О. Конт, то можно с большой долей вероятности проследить путь и конечную цель, куда ведут современные обществоведы человеческое общество. Мы это наблюдаем на примере великой России.
«Ослабление» роли национальных государств ведет к усилению влияния одной «великой» технократической державы и, вместе с этим, усилению влияния региональных элит, которые стремятся к обособлению (сепаратизму) для сохранения привилегий представителям этих самих региональных элит. «Конфликт» индивида и социальной группы приводит к невероятному прогрессу в головах людей сознания анархо - индивидуализма. Создается благоприятная почва для внедрения в сознание людей идей вседозволенности посредством новейших средств коммуникаций. Сверх - эксплуатация живого труда (неимущих слоев населения) приводит к сверх - бюрократизации экономики. Накладные расходы, за счет которых живут все паразитические слои человеческого общества, невероятно возрастают, что сжимает инфляционную спираль экономики до предела. Гиперинфляция, искусственно сдерживаемая дружными усилиями «великого» технократического государства и его «национальных» сателлитов, приводит к обесцениванию человеческого труда. Расслоение человеческого общества на сверх - богатых и бедных достигает апогея, за которым вырисовывается неизбежная новая Великая революция. Эта новая Великая революция будет носить транснациональный характер и будет направлена против господства паразитических классов (страт) и бездушных машин над человеком. Результаты, как и всех предыдущих Великих национальных революций, неизвестны. Если массовая (социальная) психология и умонастроение будут формироваться, как сегодня, представителями субъективного идеализма, то человечество неизбежно попадет под абсолютную кабалу бездушных машин посредством некоего Мирового технократического государства. При этом национальные государства, т.е. национальные бюрократические элиты, будут по-прежнему играть роль буфера для сглаживания противоречий между Властью паразитических страт (классов) и Человеком труда.