Х. Лейбенстайн [18] выделял функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора (эффект присоединения к большинству, эффект табу, эффект Веблена, иррациональный спрос).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей.
Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу. Потребляются не сами вещи, а именно отношения — обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет.
Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.
Чтобы понять к чему ведет путь потребительства, необходимо перенестись к таким понятиям, как материализм и религиозность. Потребительство – результат именно материалистического понимания мира. Согласно материализму человек – просто высшее животное. Нет никакой жизни после смерти. Следовательно, смысл жизни сводится к максимальному получению удовольствий. Честь, этика и прочее – не имеют смысла.
Наше общество содержит в себе остаточные традиционные представления, выведенные из религии. Как следствие – традиционное понимание мира противоречит логике атеистического мировоззрения. Утверждая, что нужно быть честным, атеисты не могут указать – почему. Ведь если мне выгоднее всех обманывать, почему я должен быть честным?
Смысл теперь имеет лишь то, результат чего можно увидеть при жизни. А после нас – хоть потоп. Спекуляции на родительском инстинкте тоже не принесли плодов. Людям говори, мол, ваши внуки будут жить при коммунизме, если вы откажетесь от устремлений к своему благу. Эти слова произвели впечатление только на первое поколение. Уровнем выше они уже не работали, ибо противоречат логике материализма.
2. Современное состояние различных российских социальных институтов
Армия. Надо честно признать, что российская армия утратила сегодня самое главное, что собственно и составляет сущность любой армии - воинский дух, внутреннее единство и веру в государство, которому она служит. Поэтому никакая модернизация, никакие структурно-организационные перестройки, никакие повышения зарплат или перевооружения без настоящего реформирования сегодня не оживят вооруженные силы. Из "народной" Российская армия превратилась в войско изгоев, куда попадают представители самых деклассированных слоев общества. Дети людей, у которых нет ни связей, ни денег для того, чтобы откупиться от службы.
Понятное дело, что такой призывной контингент по определению не может быть здоров физически и нравственно. По свидетельству офицеров, работающих с призывниками, для 40% получивших повестки молодых людей выбор прост и понятен – идти в армию или в ближайшее время оказаться на скамье подсудимых. Но и оказавшись в армии, эти призывники чаще всего не рвут с криминальными привычками. Внутренние законы и мораль сегодняшних российских казарм все больше напоминают быт исправительно-трудовых колоний, где служба рассматривается как форма "отсидки", офицеры выступают в роли надзирателей и охранников, а сослуживцы - как тюремное сообщество с его "высшими" и "низшими" кастами.
Они отлично осознают, что честное исполнение своего воинского долга в обществе, лишенном каких-либо ценностей, кроме стяжательства, наживы, гедонизма и всеобщего безразличия - лишено смысла. А отсюда и стремительный рост случаев предательства, трусости, массового дезертирства - явлений доселе не свойственных русской армии. В офицерской среде процветает массовое пьянство и моральная деградация. И чем дальше, тем все больше эти явления будут нарастать.
Очевидно, что копирование западного опыта для нас сегодня невозможно. Во-первых, ни одна страна Запада не проводила военной реформы в условиях тяжелейшего экономического и политического кризиса. Во-вторых, ни одна западная страна никогда не находилась в такой политической и военной изоляции, как Россия сегодня. И в-третьих, масштабы России, а главное ее положение как мощнейшей ракетно-ядерной державы не позволяют к нам применять опыт стран со стотысячными войсками.
Но и возврат к советской армии сегодня тоже невозможен. Развал Союза, отказ от социализма и советского империализма не позволяют надеяться на воссоздание армии, которая одержала победу в Великой Отечественной Войне. Советская Армия умерла вместе со страной, которой служила.
Нынешний весенний призыв обещает стать самым масштабным за всю историю новой России. Если в прошлой весной ушли служить 123 000 человек, осенью – 219 000, а весной этого – 305 000. Причем брать будут всех. Не смотря на справки, образование и даже судимость. Создается впечатление, что правительство таким образом готовится к войне.
Главная причина проблемы с армией - непривлекательность военной службы. Если даже ветеранам ВОВ государство не может обеспечить достойную старость, то, что говорить о военачальниках, не имеющих подобных достижений.
Другая причина связана с низким уровнем патриотизма в нашей стране – никто не хочет охранять государство, от которого приходится охранять себя самого.
Демографическая проблема. Политика нынешнего правительства замедлило темпы вымирания населения. По одним данным к 2025 г в России останется 129 млн. человек, а к 2050 г лишь 109 млн. при нынешних 142 млн.[1] По другим данным к 2050г останется примерно 112 млн. человек.[2] Какие меры предпринимает правительство:
1. Агитационные – 2008 г был объявлен годом семьи, по ТВ изредка показывали социальную рекламу об усыновлении или удочерении детей из приютов (что, однако, продолжается и по сей день), знаменитости говорили о том, как это хорошо иметь детей и др. Год пролетел очень быстро. Решило ли это проблему?! Маловероятно.
2. Финансовые – 250 тыс. р. за второго ребенка, ипотека для молодых семей.
И вообще главная ставка делается на защиту материнства.
Конечно, за 2007 год число родившихся выросло, об этом говорил президент Путин. Однако тут есть небольшой нюанс: общий коэффициент рождаемости (среднее количество детей, рожденных одной женщиной) остался примерно на уровне 2004 года, а количество детей увеличилось благодаря демографическому подъему в конце 80-х годов. Правительство проводило антиалкогольную компанию, что, безусловно, положительно сказалось на качестве и количестве рожденных.
Однако есть и большая проблема в ближайшей перспективе и название ей – правило перемножения. Суть его в следующем. При углубляющемся процессе депопуляции, негативные эффекты, обусловленные отклонениями от оптимального уровня воспроизводства предшествующего (примерно 25 лет тому назад) и нового, ныне нарождающегося поколений взаимно усиливаются или перемножаются. То есть если в середине 90-х был резкий спад рождаемости, то примерно в 2015 он очень сильно напомнит о себе, и если не предпринять крайние меры, то вскоре Россия станет «демократической кавказо-китайской страной».
Есть еще одна, не менее важная проблема, оказывающая влияние на демографический рост:
Российская Ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) - филиал американской (сегодня всемирной) организации того же названия, хотя в начале 1920-х годов функционировавшей под названием «Американская лига по контролю над рождаемостью». Цель: насильственная демографическая стагнация, задержка естественного прироста населения в зависимых и развивающихся странах — перманентная цель не только общественных, но и правительственных организаций США, Госдепартамента и др.[3] За 5 лет существования ассоциация создала в РФ 50 филиалов, при усиленной поддержке министров подготовила и апробирует в 16 школах проект "Половое воспитание российских школьников" — во всех классах, по одному часу в неделю. Последствия этого скажется лет через 10-20, но скажется неизбежно. Резко увеличится частота импотенции у подростков и юношей, как результат принудительного сосредоточения внимания на вопросах секса.
У девушек "индустрия просвещения" повлекла за собой более частые искусственные аборты с известными негативными последствиями для детородной функции.
К тому же снимаются религиозные и этические запреты в отношениях полов, развенчиваются романтизм, таинства, жизневозвышающая мощь платонической любви, заключении брачных союзов, венчаний и свадеб, ослабляются семейные узы. Это не только удар по культуре, но и хорошо продуманная коварная агрессия против воспроизводства юных поколений русского народа, против повышения демографического потенциала, рождаемости.